Система подготовки учащихся к итоговой аттестации Учитель математики высшей категории ПАНАЧЁВА ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА МОУ УйскоЧебаркульская сош ЭКЗАМЕНЫ
КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Извлечение) Цели профильного обучения В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р «Об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, ставится задача создания «системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на ндивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования».
Нововведением, следующим из Концепции профильного образования, становится упорядочение (и перевод на более объективную, справедливую и прозрачную для общества основу) вопросов комплектования профильных школ и классов. С этим связано изменение форм итоговой аттестации выпускников. Замена «внутришкольной» формы проведения экзаменов на «внешнюю», проводимую муниципальными экзаменационными комиссиями и в форме ЕГЭ.
Экзамены представляют собой нелегкую и неприятную, но неизбежную составную часть образовательного процесса. Одни ученики воспринимают экзаменационные ситуации достаточно легко и идут на экзамены без страха. Для других эти испытания становятся тяжкой ношей. Выпускные экзамены совпадают с периодом, когда перед подростком встает необходимость выбора каким образом спланировать свою дальнейшую жизнь. С введением новых форм итоговой аттестации тревожное состояние всех участников учебного процесса усилилось как неизбежное следствие всего нового, неизведанного. Проблемы можно избежать или хотя бы свести её к минимуму, если взрослые и выпускники будут всесторонне подготовлены к выпускным экзаменам, будут владеть полной информацией, знать возможные способы реагирования и подготовки к ним.
Экзамен-это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса. Во время подготовки и сдачи экзаменов резко увеличивается нагрузка на нервную и сердечно-сосудистую системы. Прослеживается закономерность: чем более добросовестен ученик, тем сильнее выражен стрессорный эффект. Поэтому необходима психологическая подготовка к экзаменам, которая заключается в создании модели адекватного отношения к подготовке и проведению экзаменов.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ Цель: Создание комфортных условий при прохождении итоговой (государственной) аттестации для всех участников процесса. Задачи: Устранение перегрузок учащихся в целях сохранения и укрепления их здоровья. Психологическая комфортность участников процесса. Оценка потребностей учащихся в продолжение образования. Разработка системы поддержки учащихся в связи с подготовкой к экзаменам.
Урочная и внеурочная деятельность учащихся проходит в кабинете математики, поэтому кабинет должен стать местом, где можно получить информацию. Исходя из задач каждого этапа учебно-воспитательного процесса, оборудование кабинета обеспечивает учителю возможность: использовать нужные во время уроков раздаточные материалы; организовать работу школьников с учетом их индивидуальных способностей и уровня математической подготовленности; обеспечить эффективное проведение самостоятельных и практических работ; в нужный момент времени оперативно обеспечить школьников справочной литературой; оперативно осуществлять контроль знаний учащихся; индивидуализировать работу учащихся; развивать практические навыки; использовать на уроке инструменты и математические модели.
КАБИНЕТ МАТЕМАТИКИ КАК ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР В кабинете математики систематизирован материал, позволяющий качественно подготовится к урокам как учителю, так и учащимся. В библиотеке кабинета большое количество новинок методической и учебной литературы. Хорошая подборка материалов для подготовки к экзаменам. В кабинете имеется подборка книг по занимательной математике
Сочетание различных форм работы, урочной и внеурочной, состоит в том, что они усиливают интерес к предмету, позволяют раскрывать способности каждого ученика. В кабинете много пособий, изготовленных учащимися. В процессе изготовления наглядных пособий учащиеся проявляют во многих случаях не только самостоятельность, но и инициативу. Дидактические материалы, состоящие из большого количества карточек, перфокарт, таблиц, папок- справочников, тестов, служат для обеспечения дифференцированного подхода к обучению учащихся, создания оптимальных условий для каждого ученика.
ОТДЕЛ ЭКСПОЗИЦИЙ Отдел экспозиций представлен стендовым материалом. Он представлен стендами «Сегодня на уроке», «Готовимся к экзаменам», «учимся говорить и писать правильно», «Математический калейдоскоп», «Нормы оценок». Один из стендов содержит Положение об итоговой аттестации учащихся, варианты экзаменационных заданий , образцы их решения и оформления, план ответа на устном экзамене и нормы оценок.
Папки-справочники помогают оперативно осуществить контроль за знаниями учащихся, провести коррекцию знаний. Они содержат материал для организации устной работы, решению задач по готовым чертежам, алгоритмы решения задач и т.п. в тематических папках систематизирован материал по ключевым темам. В них содержится теоретический материал, тесты, задания для контрольных и самостоятельных работ, методические новинки.
Таблицы «Задачи по готовым чертежам» (Кукарцева.Г.И., Рабинович), «Устный счёт»,помогают систематизировать знания, быстро и полно повторить основные моменты той или иной темы. Они очень удобны. С их ученик может использовать при подготовке к контрольной работе, как справочник, как план ответа, при взаимном контроле.
Организация самостоятельной работы на уроке очень важна и трудоемка. Как правило она проводится после коллективного решения задач по новой теме. При проведении самостоятельной работы приходится сталкиваться со следующими затруднениями: учащиеся заканчивают работу неодновременно, поэтому необходимо включать дополнительные задания для сильных учеников; трудно подобрать задание посильное одинаково для всех
Уроки практических занятий служат для закрепления и углубления теории, усвоения алгоритмов решения основных типовых примеров и задач. Давно уже стало аксиомой, что на уроке важно не только передавать ученикам новую информацию, сколько формировать у них умение и потребность учиться. Нужно научить их умению планировать свою деятельность
Пусть вашим девизом станут слова «Господи, дай мне спокойствие принять то, что я не могу изменить, дай мне волю и силу изменить то, что я могу изменить и дай мне мудрость отличить одно от другого»