Формы и методы подготовки учащихся к итоговой аттестации по обществознанию Автор: учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 2 им. Короленко В.Г. г. Ногинска Московской области Е.Е. Орлова
Задача подготовки учащихся к прохождению итогового контроля является одной из важнейших задач и ставится перед учителем на раннем этапе изучения новой учебной дисциплины.
Методы контроля Под методами контроля понимают систему последовательных взаимосвязанных диагностических действий педагога и обучающихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать систематическое, полное, точное и оперативное получение информации об учебном процессе.
Методы контроля устные; письменные. методы устного контроля; понятийный диктант; тестирование; подготовка к написанию эссе; подготовка рефератов; составления плана ответа на поставленный вопрос; составление плана к тексту; заполнение таблиц; решение ситуационных задач; подготовка презентаций; взаимоконтроль.
Понятийный диктант Понятие – форма мышления, отражающая существенный свойства, признаки предметов и явлений. Структура понятия: термин; дефиниция, т.е. объяснение значения (смысла) данного термина. Гражданское общество (термин) – это относительно независимая от государства сфера самоорганизации свободных граждан и добровольно сформировавшихся их объединений, отстаивающих свои цели, реализующих свои интересы (дефиниция).
Тестирование Тест – система диагностических заданий специфической формы, применяемая в сочетании с определенной методикой измерения и оценки результата. Преимущества тестирования: объективность оценки; достоверность информации об объеме усвоенного материала и об уровне его усвоения; эффективность; надежность; дифференцирующая способность; реализация индивидуального подхода в обучении; сравнимость результатов тестирования для разных групп учащихся
Тестирование Классификаций тестовых заданий: тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда учащемуся необходимо выбрать из предложенных тот или иной вариант ответа); тестовые задания открытого типа (когда учащемуся необходимо самому вписать правильный ответ)
Тестовые задания закрытого типа тесты с выбором одного правильного ответа или ответа «один из многих» Пример Что относится к естественным наукам? 1) история 2) математика 3) искусствоведение 4) Физика Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. 1) гипотеза; 2) норма права; 3) диспозиция; 4) санкция
Тестовые задания закрытого типа Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «По форме конституция – это всегда ___(1) государства, принимаемый ___(2) (или специальной конституционной ассамблеей, или непосредственно голосованием народа). Конституция стоит на первом месте в ___(3) страны и содержит исходные начала национальной системы ___(4). Главные вопросы её содержания - о власти, формах ___(5), положении личности, устройстве государства. Конституционные ___(6) являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на её территории иностранцев». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков. А) норма; Б) право; В) собственность; Г) отрасль; Д) документ; Е) парламент; Ж) правосознание; З) законодательство; И) институт
Тестовые задания закрытого типа тесты с множественным выбором правильного ответа Пример Из приведённых ниже положений выберите те, которые относятся к непосредственной демократии. 1) референдум 2) Президент РФ 3) свободные выборы 4) парламент (депутаты) 5) органы местного самоуправления 6) собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование 7) индивидуальные или коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления
Тестовые задания закрытого типа тесты на установление соответствия Пример Установите соответствие между факторами производства и видами доходов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Виды доходов Факторы производства 1) зарплата 2) прибыль 3) рента 1) земля 2) труд 3) капитал
Тестовые задания закрытого типа тесты с альтернативными ответами Пример Верны ли следующие суждения о морали? А. Выполнение норм морали является свободным выбором человека. Б. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
Тестовые задания закрытого типа задания на установление последовательности Пример Укажите правильную последовательность действий гражданина при урегулировании социального конфликта. 1) обсудить предмет спора 2) понять необходимость прекратить конфликт 3) встретиться с оппонентом 4) договориться о встрече с оппонентом 5) договориться о взаимных уступках
Тестовые задания закрытого типа тесты на исключение лишнего или продолжение ряда в установленной закономерности Пример Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны понятием «мораль». Найдите лишний термин. поведение; 2) этика; 3) нравственность; 4) искусство; 5) регулятор Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «юридический акт». Найдите два термина, выпадающих из общего ряда. 1) правообразующие; 2) правоизменяющие; 3) правопрекращающие; 4) правомерные; 5) неправомерные; 6) непосредственные; 7) косвенные
Тестовые задания закрытого типа тесты группирования Пример В приведенном ниже списке указаны черты сходства парламента и правительства, а также черты отличия парламента от правительства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. 1) представляет самостоятельную ветвь власти 2) работает под руководством премьер-министра 3) является представительным органом власти 4) обладает правом законодательной инициативы Черты сходства Черты отличия
Тестовые задания открытого типа задания с ограничениями на ответ Пример Вставьте пропущенное слово: «Основными формами правления являются …. и республика».
Тестовые задания открытого типа задания свободного изложения Пример Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик. Приведите три примера правоотношений, регулируемых нормами гражданского права.
Подготовка к написанию эссе подготовка к написанию эссе 1.Обучение развернутому ответу с элементами аргументации посредством приема незаконченного предложения»: «Я считаю (думаю и др.,), что..., так как...» 2.Введение понятий «тезис», «аргумент» 3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции и т.д. с опорой на изученные обществоведческие понятия и термины 4.Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий
Подготовка к написанию эссе Никитин А.Ф. Основы обществознания: Учебник для 8 класса. § 7 «Свобода – это ответственность» Темы для рефератов, сообщений, дискуссий. 1. Надо быть, а не казаться. 2. Люди существуют друг для друга (Марк Аврелий). 3. За худые дела слетит и голова (пословица). 4. Сколько вору не воровать, а виселицы не миновать (пословица).
Составление плана составление плана - к тексту - ответа на поставленный вопрос Принципы составления плана готового текста установление членения текста на словесные блоки; определение главной мысли каждого выделенного смыслового блока формирование пункта плана, отличающего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое ответа на поставленный вопрос прогнозирование структуры создаваемого ответа; определение главной мысли каждой части; установление крагу важных вопросов в составе каждой части; формирование пунктов и подпунктов плана, составляющих в целом логическое единство
Таблицы составление таблиц, в том числе самостоятельно сконструированных Основные теории происхождения государства и права Название теории, ее основные представители Основные положения теории Теологическая, Фома Аквинский, XIII в. Государство есть продукт божественной воли, соц.-эк. и правовое неравенство предопределены свыше → непослушание гос. власти можно расценивать как непослушание Богу Патримониальная, Людвиг фон Галлер, XIX в. Из права владения землей (патримониум) власть распространяется на людей, проживающих на этой земле
Решение правовых задач решение ситуационных (правовых) задач Примеры Артем купил автомобиль, но пока автомобиль стоит в гараже, так как Артем только учится в автошколе. Какое правомочие Артема как собственника иллюстрирует этот пример? Назовите другие два правомочия. Несовершеннолетняя Галина были принята на должность уборщицы в ночной клуб. Какая норма трудового законодательства, регламентирующая труд молодежи, была нарушена? 14-летний Иван украл в супермаркете торт-мороженое и был задержан сотрудником охраны. Может ли Иван быть привлечен к административной ответственности? Свой ответ обоснуйте. Сергей, в пятилетнем возрасте оставшийся без попечения родителей, стал воспитанником детского дом. Какое право ребенка нарушено в данной ситуации? Назовите любые два других права ребенка.
Взаимоконтроль взаимопроверка как метод активизации деятельности учащихся, повышения интереса к знаниям
Выводы Формы и методы, используемые для подготовки учащихся к итоговой аттестации Основная школа Средняя школа методы устного контроля; понятийный диктант; тестирование; составление плана к тексту; заполнение таблиц; решение ситуационных задач; взаимоконтроль; подготовка к написанию эссе. тестирование; понятийный диктант; методы устного контроля; составление плана ответа на поставленный вопрос; решение ситуационных задач; взаимоконтроль; работа с научным текстом; подготовка к написанию эссе; подготовка рефератов и презентаций