МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «МЕЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Стародубского района Брянской области Будаев А.Ф. – заместитель директора школы по УВ и НМР.
«Ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных возможностей» (Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года) «Приоритет начального общего образования – формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительное мере предопределяет успешность всего последующего обучения». (Федеральный компонент государственного стандарта)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: 1.ИЗМЕНИВШАЯСЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА; 2.СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ. НЕВРОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ; 3.МАЛАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ЧТЕНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. РЕАЛЬНАЯ НОРМА ПРОИЗНОШЕНИЯ.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА: СПОСОБНОСТИ ИНТЕРЕСЫ СКЛОННОСТИ
МЕНЯЕТСЯ РОЛЬ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИК ВЫСТУПАЕТ ТО В РОЛИ ОБУЧАЕМОГО, ТО В РОЛИ ОБУЧАЮЩЕГО, ТО В РОЛИ ОРГАНИЗАТОРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИОННАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА РАЗВИВАЮЩАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА УЧЕНИК - ИСПОЛНИТЕЛЬ УЧЕНИК - СОЗИДАТЕЛЬ 1. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: УЧЕНИКИ РЕШАЮТ ПРЕДМЕТНЫЕ ЗАДАЧИ, А В ЖИЗНИ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫ. 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И КОМПЕТЕНЦИЙ.
ЗАДАЧИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: 3. Формирование познавательных интересов школьников и готовность к самообразовательной деятельности ; 4. Развитие умственных способностей, творческого мышления; 5. Воспитание социально-психологической адаптированности к УВП и жизни в коллективе; 6. Формирование эстетического сознания младшего школьника и его художественного вкуса.
Приоритетом начального общего образования становится формирование деятельности: познавательной, речевой, организационной.
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПЛАНА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: Увеличение объема вариативной части ; Раннее преподавание иностранных языков; Включение модуля «информатика» в образовательную область «технология»; Индивидуальные и групповые занятия по ликвидации «пробелов» в знаниях учащихся и по продвижению «одаренных» детей.
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.ПЕРЕХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА НОВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ. 3.ПЕРЕВОД НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕЖИМ РАЗВИТИЯ, ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (НАЧАЛО XXI ВЕКА ) * ТРАДИЦИОННАЯ (ОБНАВЛЕННАЯ) - «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» (Н.Ф.Виноградова) «Классическая начальная школа» «Гармония» (Н.Б.Истомина) «Перспективная начальная школа» «Планета знаний» «Школа России» * СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА * СИСТЕМА Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА
4. СОЗДАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ПРЕДМЕТАМ , УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКТОВ. УМК «Перспективная школа»
УМК «Система развивающего обучения Л.В.Занкова»
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: 5.МОДИФИКАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: Принцип непрерывного общего образования и развития каждого ребенка; Принцип целостности картины мира; Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников; Принцип охраны и укрепления здоровья младших школьников; Принцип прочности и наглядности.
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: 6.ИЗМЕНЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ. ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: информационно – коммуникативных; технология уровневой дифференциации; проблемное изложение материала; технология проектирования; игровые технологии и т.д.
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: 7. ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ УЧИТЕЛЯ. «Дружеские отношения между учителем и учениками, создание внутреннего побуждения к учению, вся атмосфера живого познания действуют как необходимые компоненты целостной системы» Занков Л.В
НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: 8. СОЗДАНИЕ НОВОЙ НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЙ БАЗЫ: Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года; Федеральный компонент государственного стандарта основного начального образования; Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы; Документы регионального уровня , уровня ОУ.
ВО ВСЕХ ИЗМЕНЕНИЯХ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ОТВОДИТСЯ УЧИТЕЛЮ, КОТОРЫЙ СПОСОБЕН ДОСТУЧАТЬСЯ ДО СЕРДЦА КАЖДОГО РЕБЕНКА, ВСЕЛИТЬ НАДЕЖДУ И УВЕРЕННОСТЬ В КАЖДУЮ ДЕТСКУЮ ДУШУ И ПОБУДИТЬ К ТВОРЧЕСТВУ.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !