Здоровьесберегающая деятельность в образовательном процессе: проблемы и пути их решения
Проблемы здоровьесбереженияУчет индивидуальных особенностей ребенка: интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, его темперамент, тип памяти и т.д.Исключение чрезмерной интеллектуальной, эмоциональной нагрузки учащихся при освоении ими учебного материала.Обучение ребенка способам самозащиты от стрессов, обид, оскорблений, т.е. психической самозащитеОбеспечение благоприятного материально-психологического климата в классе и щколе; сохранение и поддержание и укрепление психического и физического здоровья детей
Направления работы школы по здоровьесбережению Условия (учебная нагрузка, физическая активность, пропаганда ЗОЖ, благоприятная психологическая атмосфера)Условия для развития личности,социальная защищенность (М-Т обеспечение, медицинское; учебная и внеурочная деятельность, отдых в каникулярное время)
Здоровьесберегающий образовательный процесс
Практическая работа Сформулировать проблему, связанную со здоровьем и написать ее в «голове рыбы» (А)Определить причины снижения здоровья (школьные и внешкольные), написать их на конце лучей «туловища рыбы» (Б)Для каждой категории выделить основные факторы и зафиксировать их на ветвях «скелета, отходящих от лучей» (В)В случае необходимости выделить вторичные и третичные причины на веточках, отходящих от основных ветвей (Г)
Основные гигиенические критериирациональной организации урока (по Н.К. Смирнову)
Требованияк качественному уроку в условиях здоровьесбереженияПостроение урока на основе закономерностей учебно – воспитательного процесса с использованием последних достижений передовой педагогической практики с учетом здоровьесбережения.Реализация на уроке в оптимальном соотношении принципов и методов как общедидактических, так и специфических.Обеспечение условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, наклонностей, потребностей.Установление межпредметных связей, осознаваемых обучающимися, осуществление связей с ранее изученными знаниями и умениями.Активизация развития всех сфер личности школьников.Логичность и эмоциональность всех типов учебно – познавательной деятельности.Эффективное использование педагогических средств здоровьесберегающих образовательных технологий (физкультминуток, подвижных игр).Формирование практически необходимых знаний, умений и навыков, рациональных приемов мышления и деятельности.Обеспечение вариативного использования правил ЗОЖ в зависимости от конкретных условий проведения урока.Формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье.Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.