РЕБЕНОК АКТИВНЫЙ И ГИПЕРАКТИВНЫЙ В ЧЕМ РАЗНИЦА ? Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 97» Евграфова Г. И.
Проявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью определяются тремя основными критериями Невнимательность Гиперактивность Импульсивность.
АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Большую часть дня не «сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструктор), но если его заинтересовать, может и книжку почитать и пазл собрать. Находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Нарушения сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключения. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных детей характерны аллергические реакции.
АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Ребенок активный не везде. Беспокойный и непоседливый дома, но спокойный в садике, в гостях, у малознакомых людей. Ребенок неуправляемый, при этом абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. В любых условиях (дом, магазин, детский сад, детская площадка) ведет себя одинаково.
АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Ребенок неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и «наподдать коллеге по детской площадке», но сам редко провоцирует скандалы. Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерется, кусается, толкается, может пускать в ход подручные средства: палки, камни…
АКТИВНЫЙ РЕБЕНОК ГИПЕРАКТИВНЫЙ РЕБЕНОК Ребенок становится как заводной давая выход скуке, реагируя на большие эмоциональные нагрузки (развод родителей, потеря кого-то из близких, отрыв от семьи). Это временное, ситуативное поведение. Независимо от ситуации в любых условиях ведет себя одинаково, бегает, бесцельно двигается, не задерживается надолго на любом самом интересном предмете и на него не действуют ни просьбы, ни уговоры. Он просто не может остановиться.
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ Недостаток эмоционального внимания. Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам». Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением ребенка. Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны проконтролировать родители (сегодня, завтра, через неделю). Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ Четкий режим дня. Указания не должны содержать более 10 слов. Детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях. Количество запретов и ограничений должно быть сведено к минимуму, но они должны строго соблюдаться. Оберегайте от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений.
ПОЗИТИВНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА Умение направить гнев на объект. При этом выражается основная жалоба, без уклонений в сторону. Вежливость в обращении. Стремление найти конструктивное решение.
Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно. Слушайте своего ребенка. Проводите вместе с ним как можно больше времени. Делитесь с ним своим опытом. Рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах. Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте внимание каждому из них в отдельности.
Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говоритё детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате». «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».
Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком если это, конечно, возможно.
В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное что могло бы вас успокоить. Примите теплую ванну, душ. Выпейте чаю. Позвоните друзьям. Сделайте «успокаивающую» маску для лица. Просто расслабьтесь, лежа на диване. Послушайте любимую музыку.
Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев. Не давайте ребенку играть теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите. Не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать поступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (думать о чем-то приятном) и ситуацией.
К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка к предстоящим событиям. Изучайте силы и возможности вашего ребенка. Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте все загодя. Если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.