ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ ОТ ОДНОГО ГОДА ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №97» Евграфова Г. И.
Ваш малыш просто не «слышит» Вас. Находясь в расстроенных чувствах, мы хуже видим и слышим. Это особенно относится к малышам в возрасте от года до четырех лет. Их мозг еще с трудом воспринимает устную речь.
Испуганные или разгневанные малыши не воспринимают ничего из происходящего вокруг. Когда они находятся в расстроенных чувствах, наши слова для них превращаются в бессвязный гул.
Ваш ребенок думает, что Вы его не понимаете Логика пока не является сильной стороной ребенка. Разумные объяснения требуют участия левого полушария головного мозга, которое не очень хорошо развито у малышей младше четырех лет.
Повторяйте услышанное искренне, задействуя мимику, голос и сердце Повторяйте слова малыша или то, что он мог бы сказать, если бы умел, отражая его чувства интонациями и жестами. То, как Вы говорите, намного важнее того, что Вы говорите.
Ребенок очень хочет быть понятым Мы перебиваем излияния ребенка: Объяснениями Отрицанием чувств Отвлечением внимания Игнорированием Вопросами Угрозами Утешением
Первый шаг – говорить очень короткими фразами В случае совсем маленьких детей фразы не должны превышать трех слов. Если ребенок постарше – пяти слов.
Второй шаг – повторение Дети буквально «глохнут» в приступе бурных эмоций. Обратите внимание на короткие фразы повторений и акцент на последнем слове. Слова должны звучать энергично, но не подниматься до уровня крика.
Третий шаг – правильные интонации Если ребенок расстроен, Вы должны говорить не спокойно и сдержанно, а выразительно и эмоционально. Правильно выбранные интонации предают главную мысль. Малыш легко распознает тон и жесты.
Четвертый шаг – мимика и язык тела Для расстроенного малыша один жест стоит тысячи слов. К одному году ребенок становится настоящим экспертом по распознаванию выражения лица. Малыши больше верят невербальным сигналам.
Исключения из правил Если ребенок никак не может успокоиться: Обнимите его Если можете, разрешите проблему Выйдите на минутку
Вы услышали сообщение ребенка – Ваши действия Используйте тактильный контакт Приучайте малыша к другим способам выражения эмоций Отмечайте все хорошие поступки Делитесь своими чувствами в формате «Ты – Я»