Особенности развития в подростковом возрасте.Развитие всех ведущих компонентов личности.Физиологические изменения, связанные с половым созреванием.
1) Развитие интеллекта.От 12-15 лет формируется формально-логический интеллект, т.е. способность к гипотетико - дедуктивным рассуждениям. Феномен теоретизирования.
2) Развитие самосознания.Проблемы общения.Самосовершенствование.Поиск смысла жизни.Поиск социальной справедливости.
3) Формирование мировоззрения.Познание самого себя и окружающего мира.Центральное новообразование подросткового возраста – становление самооценки: «Открытие Я».
4) Развитие рефлексии.Личностная рефлексия проявляется у 78% детей в возрасте 12-13 лет.Склонность к самонаблюдению.Эгоцентризм.Неустойчивость «образа - Я».Формируется соотношение двух регуляторов поведения: «Я – реального» и «Я – идеального».
5) Чувство взрослости и стремление к эмансипации.Стремление самостоятельно принимать решения.Конфликты с родителями.Внутренняя установка жить в соответствии с собственным видением и пониманием своего места в окружающем мире (12-13 лет).Стремление освободиться от родительского контроля и отказ подчиняться требованиям взрослых.
6) стремление объединиться в возрастную группу. Процесс самопознания. Формирование навыков межличностного взаимодействия и общения.
7) Эмоциональное развитие подростков.Процесс формирования «образа – Я», морали, взглядов на мир сопровождается сильными аффективными переживаниями.Повышенное чувство тревожности (общение со сверстниками).Обострённое чувство одиночества.
Зависимость показателей личностной тревожности (LT) от возраста подростка.
8) Физиологическая перестройка организма. Повышенная утомляемость. Закомплексованность. Дискомфорт, тревожность, депрессии.
Стили воспитания и их влияние на развитие личности в подростковом возрасте.Авторитарность.Директивность.Непоследовательность.Гипо- и гиперопека.Явное и неявное эмоциональное отторжение.Автономность.
Некоторые правила общения с подростком.Не приказывайте – старайтесь понять, выслушать.Будьте гибче, лояльней.Это Ваш ребёнок – будьте ему другом и помощником.Ребёнок должен быть уверен в Вашей любви и поддержке.Никогда не осуждайте ребёнка при других. Помните – это ЛИЧНОСТЬ с чувством собственного достоинства.Замечая недостатки – помните о достоинствах.Гордясь достоинствами ребёнка – не забывайте о недостатках.Будьте последовательны в своих действиях.Всегда выполняйте слово, данное ребёнку.Главное! Любите своего трудного подростка!