Организация проектной деятельности учащихся начальной школы
План Сущность понятия «Проект»Положения о проектной деятельности.Классификация проектной деятельности. Этапы научного проекта. Основные требования к организации проектной деятельности.
ЛитератураКурчаткина И.Е., Рябинина О.А. Положение о проектной деятельности в образовательном учреждении//педагогические технологии.- 2009. - № 5.- С. 69-75.Овсейчик О.Н., Иванова Е.К. Положение о проектной деятельности// Практика административной работы в школе. – 2007.- № 6. С. 68 – 73. Цыцаркина Е.Л. Методическое обеспечение процесса проектной деятельности в образовательном учреждении// Методист. – 2009. - № 6. – С. 50-52.Теряева И.П. Проект оформления зеленого уголка в учебном кабинете// Начальная школа. – 2010. - № 9. – С. 29 – 31.
Проект - в пер. с лат. «Брошенный вперед»Исследовательская деятельность – это творческая деятельность в целях изучения окружающего мира, открытия новых знаний и способов работы. Исследовательский проект – деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы с заранее известным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
По своей типологии проекты бывают разные По характеру доминирующей в проекте деятельности школьников.По предметно-содержательной области.По количеству участников:По предметно-содержательной области.По количеству участников:По продолжительности.По месту работы проектантов.
Типология проектов По характеру доминирующей в проекте деятельности школьников.Исследовательский проект.Творческий проект.Игровой проект.Практико-ориентированный проект.Информационный проект
Типология проектов По предметно-содержательной области.Монопроект (в рамках одной области знаний).Межпредметный проект. Чаще это монопроекты (в рамках одной области знаний), с 4 класса – межпредметные проекты.
Типология проектов По количеству участников:Индивидуальный.Парный.Групповой.Коллективный.Массовый. Проекты бывают персональные, групповые, коллективные
Типология проектов По продолжительности.Краткосрочные (6-7 уроков).Средней продолжительности (от недели до месяца).Долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев и лет).краткосрочные, средней продолжительности и долгосрочные с 3 класса.По месту работы проектантов:Урочный проект.Внеурочный проект.Урочно-внеурочный проект.
Продукты проектной деятельности- газета, журнал, альманах;- статья, реферат;- учебное пособие;- справочник, учебное пособие;-макет, модель, чертеж, коллекция;-мультимедийные материалы;-сценарий;-изделие;- web-сайт.
Формы проектов - научная конференция;- научный доклад;- демонстрация мультимедийных материалов;- реклама, деловая игра;- экскурсия;- выставка;- соревнования и т.д.
Основные требования к использованию метода проектовНаличие значимой в исследовательском, творческом планах проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.Использование исследовательских методов обучения.
Этапы работ над проектом Подготовительный этап.Этап планирования.Этап исследования.Этап результатов и выводов.Защита проекта, презентация результатов.Рефлексия результатов проекта.
Для помощи в работе над проектом детям выдается такая памятка. Требования к содержанию проекта. Проект может состоять из двух или трех основных частей: 1) теоретическая часть (обзор литературы); 2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.); 3) проектная часть.
Оформление проекта Проект оформляется на листах форматом А4, в отпечатанном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.
1. Первая страница.а) название проекта;б) имя и фамилия автора(ов);в) имя, отчество и фамилия, ученая степень и звание (если есть), место работы руководителя проекта;г) место основной учебы автора(ов): город, ОУ, класс;д) название образовательного учреждения, наименование детского творческого объединения, где был выполнен проект (с адресом и почтовым индексом). Если проект выполнен полностью самостоятельно, то указывается домашний адрес;е) год подготовки проекта.
2. Вторая страница – оглавление.3. С третьей страницы – основное содержание проекта.а) обоснование актуальности проблемы;б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).
Содержание исследовательской работы3.Практическая часть.а) Описание методики, если применяется много методик или они длинны, то только их названия, а методики выносятся в приложенияб) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы.4. Заключение. Насколько достигнута цель и выполнены задачи, каким образом был достигнут результат, личное отношение автора к выполненной работе5. Благодарность выражается конкретным людям, организациям, оказавшим помощь.6.Список литературы.
Содержание исследовательской работы1. Ведение. Постановка проблемы, краткая предыстория вопроса, цель работы, задачи, которые решаются во время работы, личное отношение автора к проблеме2.Литературный обзор, теоретическая часть.а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.б) В теоретической части должно быть цитирование других авторов, высказывания, касающиеся вашей идеи, опровержения или утверждения и т.д.