Активизация словаря младшего школьника средствами ИКТ Подготовила:учитель МОУ «СОШ №2» Силаева Елена Анатольевна
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов перед начальной школой ставятся задачи:формирование общеучебных умений и навыков по использованию приобретенных знаний и умений в повседневной жизниэффективная организация познавательной деятельностиформирование речевой культуры младших школьников, развитие интереса к родному языку.
Цели моей работы: Решение коммуникативных задач(развитие речи)Расширение языковой эрудиции Активизация интереса к родному языкуРазвитие речевого творчества
Формы и методы
Эффективность работы по активизации словарного запаса младшего школьника достигается путем применения в работе инновационных технологий, которые позволяют повысить качество получаемой школьниками учебной информации и ее использование в повседневной жизни.
Возможности использованияИКТ
Все направления работы со словом в начальных классах возможны лишь на практической основе, главным образом с опорой на текст, без теоретических сведений. В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда бывает хотя бы несколько человек, которые правильно понимают слова и обороты речи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьники смогли объяснить смысловое значение слова и возможность применения его в речи. Это обеспечивает их умственное развитие и воспитывает самостоятельность.
Разнообразие приемов и повышение активности учащихся в объяснении значений слов — важнейшая задача активизации словаря в начальных классах.Объем работы по уточнению словаря очень велик. Сюда входят разнообразные задания, связанные с усвоением значений новых слов и их употребление в речи.Главная цель всякого лексического упражнения — использование слов в собственной речи. Дети неплохо овладевают синонимами и антонимами, запоминают пословицы, поговорки, фразеологические обороты, если их систематически тренировать в этом на уроках и во внеклассных мероприятиях.
ФразеологизмыПрограмма начальных классов не предусматривает специальной работы над фразеологическими единицами. Следовательно, встречающиеся в художественной литературе обороты должны разъясняться без анализа их типов и внутренней структуры.С целью активизации словаря младших школьников можно предложить следующие упражнения: составление предложений и текстов с указанным фразеологизмом; подбор фразеологизмов определенной тематики или соответствующих основной мысли текста; подбор и запись фразеологизмов, выступающих в роли ключевых фраз к тексту. Фразеологизмы, как правило, метафоричны, т.е. опираются на иносказание, на многозначность слова, на его способность выступать в дополнительных, «образных» значениях. Поэтому объяснения фразеологизмов следует проводить не только путем замены соответствующими синонимами, но и способом развернутого объяснения, с указанием на изобразительное значение фразеологической единицы. Обычно работа с фразеологизмом завершается составлением предложения с нею.В книгах для чтения начальной школы насчитывается около 600 фразеологических единиц — в баснях, в стихотворениях, рассказах: во весь дух, выбился из сил, от зари до зари, собираться с мыслями.
Упражнения, направленные на закрепление знаний учащихся о значении фразеологизмов Распределите фразеологизмы на две группы. Каждую группу выделите отдельной фигурой.
Соедините стрелочкой фразеологизмы противоположного значения За тридевять земель Повесить головуС гулькин нос Выйти из себяХоть пруд пруди Взять себя в рукиВоспрянуть духом Рукой подать
На сколько групп можно распределить фразеологизмы? Сломя головуи дело с концомво всю прытьпоминай как звалии след простылдело в шляпе
Как вы понимаете эту фразу?(Человек, у которого трудно выведать тайну, к которому трудно найти подход.)
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫОбъясните значение следующих предложений:1. Под орех разделать.(Сильно выругать, одержать над кем – либо верх в споре.)2. На орехи достанется.(О наказании, ожидающем кого – либо.)
Синонимы Синонимы — это слова, обозначающие одно и то же явление действительности. Однако они называют одно и то же по-разному — или выделяя в называемом предмете различные его стороны, или характеризуя этот предмет с различных точек зрения. Синонимы могут различаться:— оттенками лексического значения;— эмоционально-экспрессивной окраской;— стилистической принадлежностью;— степенью употребительности;— сочетаемостью с другими словами. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:а) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;б) подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;в) специальные упражнения с синонимами;г) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи:д) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов, замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте.
Дается список слов, относящихся к одной части речи.В списке две синонимические группы и одно-два «конфликтных» слова. Задание : зачеркнуть эти слова, объединить слова-синонимы.
Почему в слове БЕРЁЗА пишется буква Е, а не И?
Берёза получила своё назва- ние по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, яс- ный, белый», от которого и образовалось сначала бе’рза, а впоследствии – берёза.
петух
корова
собака
Активизация словаря учащихся – это перевод слов из пассивного словаря в активный. Конечная роль активизации словаря учащихся в том и состоит, чтобы активизировать максимальное количество усваиваемых слов, научить использовать их правильно и уместно. Поэтому сейчас я разрабатываю программу кружка «Эрудит-АС», которая поможет младшему школьнику не только понимать значение каждого слова, но правильно употреблять в своей речи устаревшие и заимствованные слова, фразеологизмы, неологизмы, пословицы и крылатые выражения, позволит ребенку выражать свои мысли правильно, красиво и точно.
Программа кружка«Каждое слово имеет свой вкус...» «Моя Вообразилия» «Высоко-низко, далеко-близко» «Ума палата» «Такие странные слова» «О словах разнообразных – одинаковых, но разных» «Без лица в личине» Литературное путешествие