Общеучебные интеллектуальные умения и навыки
Умение — способность совершать действие, не достигшее наивысшего уровня сформированности, совершаемое полностью сознательно Навык —способность совершать действие, достигшее наивысшего уровня сформированности, совершаемое автоматизировано «Педагогический словарь»
Общеучебные умения и навыки - универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний
Общеучебные умения и навыки (классификация Ю.К. Бабанского)Учебно-организационные Учебно-интеллектуальные Учебно-информационные
Учебно-организационные умения
Учебно-информационные умения
Учебно-интеллектуальные умения
Мыслительные операции Анализ Синтез Сравнение Классификация Обобщение
Умение анализироватьУмение отграничивать предмет или процесс от других предметов или процессов Умение осуществлять описание компонентов объекта Умение определять составляющие части объекта
Умение синтезироватьумение определять пространственные и временные отношения компонентов умение составить целостный образ объекта умение выстраивать иерархию компонентов умение определять назначение компонентов объекта умение определять причинно-следственные отношения компонентов
Умение сравниватьумение определить объекты сравнения умение устанавливать сходство и различие умение выделять основные признаки, параметры сравнения умение соотносить, сопоставлять, противопоставлять,
Умение классифицироватьУмение определить объекты для классификации умение распределить объекты на подвиды умение определить основание для классификации
Умение обобщатьумение определять общие существенные признаки двух и более объектов умение определить принадлежность объекта к данному понятию или суждении умение фиксировать существенные признаки в форме понятия или суждения умение сопоставлять существенные признаки объектов
Обобщение – общее положение, вывод по результатам отдельного задания, этапу урока или уроку в целом