Выявление взаимосвязи между особенностями темперамента и коммуникативными умениями учащихся Мамаева Мария ученица 10 «А» класс
Цель - Выявить взаимосвязь между типом темперамента и коммуникативными умениями учащихся
Задачи : Подобрать и проанализировать литературу по проблеме исследования;Рассмотреть особенности темперамента;Охарактеризовать коммуникацию;Организовать и провести практическое исследование по проблеме выявления взаимосвязи типа темперамента и коммуникативных умений;Обобщить теоретические и практические результаты исследования, разработать практические рекомендации.
Структура работы: Введение;Теоретическая (включающая в себя понятие темперамента и понятие коммуникации) и практическая (состоящая из описания методик, анализа испытуемых, анализа работ учащихся) части;Заключение, где содержатся выводы и рекомендации;Список литературы;Приложения.
Темперамент – это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения.Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности.
История изучения темперамента. Еще в 5 веке до. н.э. древнегреческий врач Гиппократ описал четыре типа темперамента. Позже И. П. Павлов досконально занялся изучением темперамента, установил зависимость между типом высшей нервной деятельности и темпераментом: 1.Сильный, уравновешенный, подвижный тип – сангвиник, 2.Сильный, уравновешенный, инертный тип – флегматик, 3.Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения – холерик, 4.Слабый тип – меланхолик. Также изучением темперамента занимались: Диамонд - американский психолог, Айзенк – английский психолог, Я. Стреляу – польский психолог, В.Д. Небылицын, В.С. Мерлин – русские психологи.
Типы темперамента. Существует 4 типа темперамента:ХолерическийСангвиническийФлегматическийМеланхолический,Но деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.
Холерический.
Сангвинический.
Флегматический.
Меланхолический.
оммуникация - это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимному пониманию. Передача информации осуществляется в горизонтальном направлении.
Функции коммуникацииИнформативная; Интерактивная; Прецептивная; Экспрессивная.
Элементы коммуникационного процессаОтправитель информации;Сообщение;Канал;Получатель информации.
Этапы коммуникационного процесса Начало обмена информацией;Воплощение идеи в слова, символы, в сообщение;Передача информации через использование выбранных каналов связи;Получатель информации переводит вербальные и невербальные символы в свои мысли – этот процесс называют декодированием;Этап обратной связи.
Разновидности коммуникацииФормальные;Неформальные;Вертикальные;Горизонтальные.
Методики практического исследования:1) Подростковый вариант опросника Айзенка 2) Тест КОС
Испытуемые Всего 89 учащихсяПринимали участие классы: 7 «А», «Б», 9 «Б», «В»
Результаты исследованияРаспределение учащихся 9 «Б» класса по типам темперамента
Распределение учащихся 9 «В» класса по типам темперамента
Распределение учащихся 7 «А» класса по типам темперамента
Распределение учащихся 7 «Б» класса по типам темперамента
Результаты исследованияВзаимосвязь между типом темперамента и коммуникативными умениями учащихся
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ