Обмен веществ
Цели и задачи . Одной из наиболее острых проблем современного человека является проблема лишнего веса. Не обошла она и отдельных учеников нашего класса. Цель нашей работы: определить доступными методами энергозатраты учеников нашего класса, что поможет им следить за соответствием своего рациона питания количеству истраченной энергии. Для этого необходимо решить следующие задачи: 1.Изучить причины ожирения. 2.Особенноси обмена веществ у подростков. 3.Определить индекс массы тела у учеников класса. 4.Снять показания пульса при различной нагрузке на организм. 5.Рассчитать суточные энергозатраты каждого ученика
Ожирение - накопление жира в организме, приводящее к увеличению избыточной массы тела на 20% и более от средних нормальных величин ("идеальная" масса тела). В развитых странах Европы от 40 до 70% населения страдают от избыточного веса. В России - около 50%.
Несколько процессов играет важную роль в развитии ожирения: генетические факторы, повышенный аппетит и факторы режима питания, аномалии в затрате энергии и повышенное накопление поглощенных калорий.
Прибавление в весе происходит при условии, что потребление калорий превышает расход калорий, и еще одним важным фактором в развитии ожирения является уменьшение расхода энергии.
Существуют три составляющих расхода энергии: основной обмен - это величина энергии, необходимая для поддержания теплоты тела, для удерживания ионов Nа+ за пределами клеток, а К+ - внутри клеток, для процесса дыхания и поддержания сердечной деятельности; тепловой эффект пищи - это величина энергии, расходуемая во время пищеварения; энергия жизнедеятельности - это величина энергии, расходуемая во время физической активности или упражнений.
В зависимости от массы тела различают ожирение: 1-ой степени (увеличение массы по сравнению с "идеальной" более чем на 29%); 2-ой степени (избыток массы тела составляет 30-49%); 3-ей степени (избыток массы тела равен 50-99%); 4-ой степени (избыток массы тела составляет 100% и более).
Для грубой оценки нормального веса существует формула рост минус 100. Но наиболее удобный показатель – индекс массы тела (ИМТ). Он определяется как отношение веса (в килограммах) квадрату роста (в метрах). Нормой считается у женщин ИМТ от 19 до 24, а у мужчин от 20 до 25, у подростков немного ниже (на 1 – 2 пункта).
Индекс массы тела
В организме человека, в его органах, тканях, клетках идет непрерывный процесс созидания, образования сложных веществ. Одновременно с этим происходит распад, разрушение сложных органических веществ, входящих в состав клеток организма.
Питательные вещества, поступающие в организм, служат не только пластическим, строительным материалом, но и источником энергии, так необходимой для жизни.
Для организма важно, чтобы в получаемой им ежедневно пище содержалось то количество энергии, которое он тратит в течение суток.
Определить количество освобождающейся в организме энергии можно методами прямой и непрямой калориметрии.
Прямую калориметрию производят с помощью специальных аппаратов – калориметрических камер.
Определение расхода энергии методом непрямой калориметрии.
проще можно определить энергозатраты человека по формуле , приводимой Л. Я. Иващенко. При этом количество затраченной энергии в килокалориях в минуту определяется по частоте сердечных сокращений (по пульсу). Для этого необходимо ЧСС умножить на 0,2 , от полученного результата отнять 11,3 и разделить на 2. Все цифры, приведенные в формуле, являются константами, полученными экспериментальным путем. О,2 Х ЧСС – 11,3 Q =------------------------- 2
Пульс у нас меняется в течение дня вместе с нагрузкой; он реже, когда мы спим, чаще, когда делаем уроки или едим, и значительно чаще при занятиях физкультурой и спортом.
пульс в разное время суток и при разной нагрузке.
Затем мы взяли показатели пульса после сна – что соответствует основному обмену, в конце урока, т.е. в положении сидя (небольшая нагрузка), по приходе в школу (увеличенная нагрузка) и после урока физкультуры (большая нагрузка). Кроме того ребята указали время, которое они проводят во сне, сидя, в движении и занимаясь спортом.
Данные внесли в таблицу.
Рассчитав по приведенной выше формуле энергетические траты за одну минуту для каждого из четырех положений, умножили его на количество минут и результаты сложили. Так мы узнали, сколько энергии истрачено каждым учеником за сутки. Результаты свели в таблицу.
Количество затраченной энергии
Используя полученные результаты, каждый ученик может следить за соответствием своего рациона питания энергозатратам. В первую очередь это поможет тем, у кого индекс массы тела выше нормы, то есть соответствует ожирению первой и второй степени.