Классицизм как литературное направление. Основные принципы классицизма.
Классицизм - литературное направление. Классицизм как литературное направление возник во Франции в начале XVII века. В Россию он пришел сто лет спустя в начале XVIII столетия. Слово «классицизм» в переводе с французского обозначает «образцовый», т.е. выполненный по какому-то строгому и достойному подражания образцу. Классицизм – метод и направление, обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Главная тема классицизма – конфликт общественных и личных начал, долга и чувства.
Основные принципы классицизма. Обращение к образам и формам античного искусства как идеальным образцам; Культ разума; Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; Строгая иерархия жанров, смешение стилей не допускается; Активное обращение к гражданской проблематике.
Особенности русского классицизма. Повышенный интерес писателей к истории государства и значимым событиям современной им действительности; Возникновение и активное развитие сатирического направления (сатиры Кантемира, басни Сумарокова, комедии Фонвизина); Появление интереса к судьбе простого человека, к русскому фольклору.
Классицизм в русской живописи 18 в. Исторический жанр А.П.Лосенко. Владимир и Рогнеда. Портретная живопись Ф.С.Рокотова. Портрет Струйской. Портретная живопись Д.Г.Левицкого. 1.Портрет П.А.Демидова. 2.Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия. 3.Портреты смолянок.
Владимир и Рогнеда. В 1770 году А.П. Лосенко впервые обращается к древней истории Отечества в русском искусстве, написав картину «Владимир и Рогнеда». В основе сюжета - сватовство новгородского князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде, которое было ею отвергнуто. Лосенко создает классицистическую композицию, построенную на единстве трех планов, цветов, иерархии действующих лиц. Главные герои, Владимир и Рогнеда, изображаются в духе театрального классицизма. Они общаются языком жестов, лица озарены патетическими чувствами. Дополнительные персонажи сопереживают происходящему и передают определенные эмоции. Служанка на первом плане – это сама совесть,она с укором смотрит на Владимира и Рогнеду. За спиной Рогнеды – фигура плачущей служанки, это – горе, оплакивающее убитых полоцких граждан. За спиной Владимира – его воеводы, принимающие сторону князя. Это одно из первых исторических обращений к русской теме, возникшее на подъеме национального самосознания интелллегенции. Хотя, по словам А.Бенуа, «через все просвечивала безличная мертвечина гипсового класса».
Владимир и Рогнеда В 1770 году А.П. Лосенко впервые обращается к древней истории Отечества в русском искусстве, написав картину «Владимир и Рогнеда». В основе сюжета - сватовство новгородского князя Владимира к полоцкой княжне Рогнеде, которое было ею отвергнуто. Лосенко создает классицистическую композицию, построенную на единстве трех планов, цветов, иерархии действующих лиц. Главные герои, Владимир и Рогнеда, изображаются в духе театрального классицизма. Они общаются языком жестов, лица озарены патетическими чувствами. Дополнительные персонажи сопереживают происходящему и передают определенные эмоции. Служанка на первом плане – это сама совесть,она с укором смотрит на Владимира и Рогнеду.
Портрет Струйской Герои портретов Ф.С. Рокотова стоят перед вечностью, глядятся в нее. Костюм и фон едва намечены, они только аккомпанируют лицу, будто возникающему из блеклого, сумрачного фона. Женским портретам художника присуще особенное обаяние, говорят даже об особом «рокотовском типе» женской красоты. Один из самых известных портретов – портрет Струйской. Лицо как бы высвечивается на общем фоне полотна. Лишь более холодные цвета выделяют его и светлый ореол вокруг головы. Глаза героини – самые темные тона внутри портрета. Они притягивают, манят, завораживают… В уголках губ затаилась едва заметная полуулыбка – полунамек. И только черный вьющийся локон спокойно ниспадает на правое плечо.
Портрет П.А.Демидова К 1769 году Д.Г. Левицкий выступает как художник – композитор, умеющий писать программный портрет, составленный как текст о социальном и имущественном положении портретируемого. Хотя на портрете изображается одно лицо, в композиции он рассказывает целую историю, связанную с окружением фигуры. Вот известный богач П. Демидов, изображенный в полный рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры в пышных складках алого одеяния. Только это складки не мантии, а домашнего халата. И опирается он не на саблю, а всего лишь на садовую лейку. Торжественно – снисходительный жест его руки указывает не на дым сражения, а на цветы, выращенные в знаменитой демидовской галерее. И уж совсем нет ничего величественного в его хитроватом и немолодом лице, любезном и скаредном одновременно.
Портрет Екатерины II в виде законодательницы Вершиной портретного искусства считается творчество Д.Г. Левицкого (1735 – 1822). Живописец в своих произведениях выступает мастером парадного портрета. Самым знаменитым является портрет Екатерины 2 в виде мудрой законодательницы. Левицкий изобразил ее в храме богини правосудия, сжигающей цветы мака на алтаре. Композиция картины, образ государыни, символические атрибуты разработаны в системе классицизма: на голове императрицы – лавровый венок, на груди – орден св. Владимира, у ног на книгах восседает орел – аллегорическое изображение Российского государства. Все указывает на радение императрицы о благе Отечества. Картина имела большой успех и вдохновила Г.Р.Державина на оду «Видение мурзы».
Портреты смолянок Наиболее знаменитый цикл произведений Д.Г. Левицкого – «Смолянки» (серия из 7 портретов воспитанниц Смольного института). Каждая девушка представлена или на фоне природы в маскарадном костюме, разыгрывающей сценку из какой – либо пасторали, или в интерьере в окружении предметов, указывающих на ее талант или увлечение. Сочность колорита голубых, розовых, зеленоватых тонов, фактура мазка сделали живописные образы Левицкого осязаемыми, жизненными. Художник – портретист сумел передать и очарование юности, и обаяние девушек, и в некоторой степени характер, и утонченную игру во взрослых дам. «Это истинный 18 век во всем его жеманстве и кокетливой простоте», -писал о портретах смолянок А. Бенуа.
Выдающиеся представители классицизма в русской литературе. А.Д. Кантемир (1708-1744) А.П. Сумароков (1717-1777) М.В. Ломоносов (1711-1765) Г.Р.Державин (1743-1816) Д.И. Фонвизин (1745-1792) А.Н. Радищев (1749-1802)