Словарная работа: Классика -литературное наследие писателей, признаваемых лучшими в мировой литературе. Разночинцы Консерваторы Либералы Революционеры-демократы Западники Славянофилы «Почвенники» Реализм «Чистое искусство»
Во второй половине 19 века начинается второй период русского освободительного движения. На смену узкому кругу дворянских революционеров шли новые деятели – РАЗНОЧИНЦЫ. РАЗНОЧИНЦЫ - Выходцы из рядов крестьянства, духовенства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства. Разночинцы жадно тянулись к знаниям и, овладев ими, становились учителями, врачами, инженерами, учеными, писателями, критиками.
Либералы – (разные социальные группы, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, торгово-промышленные круги) остро критиковали порядки самодержавно-полицейского государства, выступали против крепостного права, обличали взяточничество, коррупцию. Мечтали о свободах, но постепенных, исходящих от самой власти, а главное – без каких-либо бунтов, волнений, революций. ( А.Н.Островский, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский).
Революционеры-демократы – это в подавляющем большинстве разночинцы. Они выражали стремление народных масс покончить с самодержавием и крепостничеством путем крестьянской революции (Н.Добролюбов, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Некрасов).
Эти общественные группы пытаются найти ответ на вопрос о путях развития России: Развитие России по западному образцу; 2) России имеет свою особенную судьбу. В зависимости от ответа на эти вопросы появляются группы : Западники «Почвенники» Славянофилы
Западники - представители одного из направлений русской общественной мысли 40—50-х гг. 19 в., выступавшие за ликвидацию крепостничества и признававшие необходимость развития России по западноевропейскому пути. Большинство З. по происхождению и положению принадлежали к дворянам-помещикам, были среди них разночинцы и выходцы из среды богатого купечества, ставшие впоследствии преимущественно учёными и литераторами. Идеи З. выражали и пропагандировали публицисты и литераторы — П. Я. Чаадаев, И. С. Тургенев, Д. В. Григорович, И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин.
Славянофилы - представители одного из направлений русской общественной и философской мысли 40—50-х гг. 19 в. — славянофильства, выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, по их мнению, принципиально отличного от пути западноевропейского. Главные представители: И. С. и К. С. Аксаковы, А. С. Хомяков и др. Близки к С. были В. И. Даль, А. Н. Островский, Ф. И. Тютчев.
Почвенничество — течение русской общественной мысли, родственное славянофильству, противоположное западничеству. Возникло в 1860-х гг. Приверженцы называются почвенниками. Почвенники признавали особой миссией русского народа спасение всего человечества, проповедовали идею сближения «образованного общества» с народом («национальной почвой») на религиозно-этической основе. Представители – Ф.М.Достоевский, А.Григорьев, Н.Страхов.
Расцвет реализма в литературе. В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений: Критический реализм («натуральная школа») и «чистое искусство» Реализм (от позднелатинского realis - вещественный, действительный) в искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. В своём исторически конкретном значении термин "реализм" обозначает направление литературы и искусства, возникшее в 18 в., достигшее всестороннего раскрытия и расцвета в критическом реализме 19 в. и продолжающее развиваться в борьбе и взаимодействии с другими направлениями в 20 в. (вплоть до современности).
Черты критического реализма: 1)Правдивое отражение жизненных явлений ; 2)Субъективная оценка писателя, вынесение «приговора»жизненным явлениям действительности; 3) Показ жизни в развитии; 4) внимание к социально-бытовому фону, среде; 5) В центре повествования – духовное становление личности; «диалектика души»
Жанровая специализация литературы 19 века: -Роман, роман-эпопея; РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности. ТЕМЫ: «Маленького человека»; «Лишнего человека»; «Новых людей». Герой – разночинец. -публицистические жанры: очерки, статья, путевые зарисовки, заметки; -развитие лирических жанров идет на спад.
Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья» (А.Фет, А.К.Толстой).
5. Основные проблемы литературы 19 века: добро и зло; вина и наказание; мир и война; энергия человека и его бездействие; мудрость и легкомыслие; любовь и отчуждение; деспотизм и рабство; труд и праздность; тело и душа; вера и скепсис.
6.Литературная критика второй половины 19 века. Знаменитые критики 19 века: В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев
Литературные направления: романтизм; реализм. I половина XIX века. В. А. Жуковский. А. С. Грибоедов. А С. Пушкин. М. Ю. Лермонтов. Ф. И. Тютчев. А. А. Фет. Н. В. Гоголь. А. Н. Островский. Имена. II половина XIX века. Н. А. Некрасов Ф. М. Достоевский. Л. Н. Толстой. А. П. Чехов.
Литература Н. А. Некрасов Ф. И. Тютчев М. Е. Салтыков-Щедрин А. Н. Островский И. А. Гончаров А. А. Фет
А. П. Чехов Ф. М. Достоевский Л. Н. Толстой Н. С. Лесков И.С. Тургенев Литература
политическая В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Беспомощность угнетённой и забитой крестьянской массы повышала интерес к ней со стороны наиболее просвещённых и гуманных представителей образованного слоя, пробуждала у них сочувствие и сострадание. Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их. социальная культурная Главные вопросы эпохи Кто виноват? Что делать? Главный герой русской литературы – и реалистический, и романтический – ищет достойную человеческого назначения форму практической деятельности. жизнь страны
«Это было удивительное время, - …когда всякий хотел думать, читать, учиться. Порыв был сильный и задачи огромные. Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, ученые…» Кто виноват? Что делать?
Главные исторические события XIX века 12 июля – декабрь 1812г. – война с Наполеоном 1821г – образование Северного и Южного общества декабристов 14 декабря 1825г – восстание на Сенатской площади 1853 – 1856гг – Крымская война, поражение России 19 февраля 1861г – отмена крепостного права 1861г – реформы Александра II (земская, городская, судебная, военная ит.д.) 1877 – 1878гг – Русско-турецкая война 1 марта 1881г – убийство Александра II народниками
Журналистика «Современник» «Русское слово» «Колокол» «Искра» Журнал, близкий к «Современнику», был основан в 1859г.Талантливые статьи Писарева принесли журналу широкую известность в кругах демократических читателей и ненависть реакционеров.Журнал был закрыт в 1866г. Газета начала издаваться с 1 июля 1857 года, сначала раз в месяц, затем – два раза в месяц, а в иные годы –еженедельно. «Колокол» приобрёл огромное влияние, сыграв исключительную роль в революционной истории России. Герцену пересылалось со всех концов страны множество различных материалов, разоблачавших язвы и уродства русской жизни. Вдохновенные статьи Герцена, боровшегося за победу народа над царизмом , звавшего к революции, властно увлекали читателей. Тираж – 2500 экземпляров. Издавался в течение десяти лет, за это время вышло 245 номеров газеты. «Библиотека для чтения» «Русский вестник» Критик А .Дружинин выступил с программой «чистого искусства»,не связанного с реальной жизнью. Журнал не имел успеха у широких кругов общества 60-х годов. Журнал Каткова(изд. с1856г).Был центром притяжения для многих либеральных и консервативных писателей.
Журнал «Современник» Журнал «Современник» был создан Пушкиным и начал выходить в 1836г, за год до его смерти. В 1838г его редактором стал профессор П. А. Плетнёв, ректор Петербургского университета. Журнал стоял вне группировок. В 1847 году журнал взяли в аренду Панаев и Некрасов, которые сумели сгруппировать вокруг него все лучшие литературные силы того времени: критический отдел вёл Белинский, в журнале сотрудничали Герцен, Огарёв, Тургенев, Григорович, Достоевский, Л. Толстой, Фет и другие. Смерть Белинского и разгул реакции снизили общественный уровень журнала. Но приближалось новое время, и скоро два гениальных представителя, Чернышевский и Добролюбов, вошли в редакцию «Современника» и сделали журнал революционной трибуной. Успех журнала возрастал с каждой новой его книжкой. В то же время среди сотрудников наметились непримиримые разногласия. Писателям-дворянам – Тургеневу, Гончарову, Толстому, Григоровичу, Дружинину, сторонникам медленных и постепенных реформ, был чужд «мужицкий демократизм» Чернышевского и Добролюбова, сторонников крестьянской революции. Раскол в редакции становился неизбежным. Поводом к нему послужила написанная Добролюбовым в 1860г. Статья «Когда же придёт настоящий день?» (о романе Тургенева «Накануне»). Из журнала ушёл Тургенев, ещё раньше Дружинин, Л. Толстой, Гончаров, Григорович, Фет и Майков. Но пришла талантливая молодёжь. Журнал звал к борьбе и революции. 15июня 1862г «Современник» был закрыт на восемь месяцев, а спустя три недели был арестован, заключён в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Сибирь идейный вождь и вдохновитель журнала Н. Г. Чернышевский. 8 месяцев длилось молчание, но когда в 1863 г. Появился первый(двойной) номер журнала, читающая публика убедилась, что журнал остался верен традициям Чернышевского и Добролюбова. В июне 1866 г. «Современник» был снова закрыт и на этот раз –навсегда. Редакция журнала «Современник»
Журнал «Искра» Журнал «Искра» был основан в 1859 году поэтом В. С. Курочкиным и художником Н.А. Степановым. Добролюбов охотно сотрудничал в «Искре»; в свою очередь Курочкин разделял взгляды Добролюбова, Щедрина, Щедрина и Чернышевского. «Искра» просуществовала до 1873г. Особенно велика была известность «Искры» в первой половине 60-х годов, когда её тираж достигал небывалой для того времени цифры в десять тысяч экземпляров. Номера журнала выходили сначала еженедельно, а потом даже два раза в неделю. Не было такого вопроса, которого не касалась бы «Искра». Все крупные, а иногда и мелкие безобразия тогдашней русской жизни находили в ней немедленный отклик в стихах, фельетонах, пародиях, карикатурах. Враги ненавидели «Искру» и боялись её, она сделалась грозой для всех, у кого была нечиста совесть. Попасть в «Искру», «упечь в «Искру» - самые обыденные выражения в жизни 60-х годов. П. А. Шумахер. «Кто она?» Тятька! Эвон что народу Собралось у кабака… Ждут каку-то всё свободу: Тятька, кто она така? Цыц! Никши! Пущай гуторят, Наше дело сторона… Вот возьмут тебя да вспорят, Так узнаешь, кто она! 1862г.
Художественное произведение – это произведение искусства, сказанное писателем или поэтом «слово о мире». (М. М. Бахтин) М. М. Бахтин
И. Левитан «Март»
И. Левитан «Золотая осень»
И. Левитан «Осень»
И. Левитан «Осень в Сокольниках»
И. Левитан «Владимирка»
И. Левитан «После дождя»
И. Левитан «Над вечным покоем»
И. Левитан «Озеро. Утро »
И. Левитан. «На озере»
А.А. Пластов «Юность. Утро.»
К. Флавинский «Княжна Тараканова»
В. Шварц. «Вешний поезд на богомолье»
Н. Ге «Тайная вечеря»
В. Перов «Тройка»
В. Перов «Проводы покойника»
В. Перов «Проводы покойника» Перов В.Г. Портрет Достоевского Перов В.Г. Портрет Островского А.Н.
Крамской И.Н. Портрет Толстого Л.Н. Крамской И.Н. Портрет Гончарова И А
И.Н. Крамской «Неизвестная»
В.И. Суриков «Боярыня Морозова»
И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»
А. Венецианов «На пашне»
В. Пукирев «Неравный брак»
В. Неврев «Торг»
И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»
А. Саврасов «Грачи прилетели»
В. Е. Маковский (1846-1920) «В гостях у сына», «На бульваре» Н. В. Неврёв (1830-1904) «Торг. Сцена из крепостного быта» В. В. Пукирёв (1832-1890) «Неравный брак»
И. И. Шишкин (1832 – 1898) Основные произведения: «В лесу», «Рубка леса», «Полдень. В окрестностях Москвы», «Утро в сосновом бору», «Вид на острове Валааме», «Рожь».
В. Д. Поленов (1844-1927) Основные работы: «Московский дворик». «Заросший пруд», « Бабушкин сад» Плэнерные пейзажи, бытовые, исторические картины
Наука Крупнейших успехов добилась русская наука, в особенности естествознание. Мировую известность приобрели работы профессора-физиолога И. М. Сеченова. Новое слово в медицине своими работами сказали врачи С. П. Боткин и Н. И. Пирогов. Неизгладимый след в истории науки оставили труды великих учёных: химиков Н.Н. Зинина и А. М. Бутлерова, математика П. Л. Чебышева, исследователей-путешественников Н. М. Пржевальского и Н. Н. Миклухо-Маклая. В 60-е годы стали появляться первые женщины-врачи и учёные: дочь крестьянина Н. П. Суслова, печатавшаяся в «Современнике»; М. А, Бокова – доктор медицины Гейдельбергского университета (Германия), перевёдшая на русский язык книгу Брема «Жизнь животных»; С. В. Ковалевская – знаменитый математик, профессор Стокгольмского университета и другие. В 60-е годы определился интерес к естественным наукам у таких выдающихся учёных, как прославившиеся впоследствии Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов.
Театр I половина XIX века Фонвизин «Недоросль»; Грибоедов «Горе от ума»; Гоголь «Ревизор», «Женитьба»; Шекспир, Мольер Мелодрамы, водевили 60% А. Н. Островский (1823 – 1886) – родоначальник русского национального театра 25 пьес! «Банкрот», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза», « Волки и овцы», «Доходное место», « Бесприданница», «Снегурочка»… II половина XIX века
Музыка М. И. Глинка (1804 – 1857) М. И. Глинка – родоначальник классической русской музыкальной школы. Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века. А. С. Даргомыжский (1813 – 1869) Основные произведения: Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы»,увертюры, романсы, арии,песни. В 1835 году встретился с Глинкой, и это знакомство сыграло решающую роль в судьбе Даргомыжского. С этого момента композитор посвящает себя созданию опер и романсов. Основные произведения: оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», «Каменный гость», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова. П. И. Чайковский ( 1840-1893) Основные произведения: оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», « Орлеанская дева», « Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Всенощное бдение», симфония №6, романсы и др.
«Могучая кучка» М. А. Балакирев(1837-1910) организатор и вдохновитель «Могучей кучки».Основные произведения: «Кантата памяти Глинки», 2 симфонии, увертюры, сюиты, хоровые произведения, романсы. М. П. Мусоргский (1839-1881) А. П. Бородин (1834-1887) Н. А. Римский-Корсаков (1844-1908) Закончил школу гвардейских прапорщиков, с 1858 г на госслужбе, одновременно работает над своими музыкальными произведениями.Основные произведения:Оперы: «Саламбо», «Женитьба», «Борис Годунов», «Хованщина», «Сорочинская ярмарка», произведения для оркестра, песни, романсы, обработка русских народных песен. Своей профессией считал химию. В 1877г получает звание академика. .Основные произведения: оперы: «Князь Игорь», «Богатыри», опера-балет «Млада», три симфонии, фортепианные пьесы, романсы, камерно-инструментальные ансамбли. Тесная связь с русским фольклором. Первую симфонию написал в 19 лет. Служил в военно-морском флоте и занимался творческой деятельностью. Основные произведения: оперы «Садко», «Снегурочка». «»Золотой петушок», три симфонии, песни, хоровые и камерные произведения. Всё творчество проникнуто «русским духом». Ц. А. Кюи (1835-1908) Военный инженер. Основные произведения: оперы: «Кавказский пленник», «Вильям Ратклиф», «Сарацин», «Пир во время чумы», более 300 романсов.
Девиз кружка: музыкальный реализм и народность сочувствовали передовым идеям века; сюжеты находили в историческом прошлом русского народа; в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»; широко общались с публикой
«Прекрасное есть жизнь». Чернышевский «Это было удивительное время, - писал современник, - время, когда всякий хотел думать, читать, учиться… Порыв был сильный и задачи огромные… Эта заманчивая работа потянула к себе всех… даровитых и способных людей и выдвинула массу публицистов, литераторов, учёных, художников, музыкантов…» В атмосфере 60-х годов чётко определились три основные общественные группы консерваторы либералы революционные демократы II половина XIX века – это новый период в историческом развитии русской художественной литературы. Литература становится всё более социальной по проблематике и значительно в большей мере демократической по идейной направленности и формам. В ней получает дальнейшее развитие реалистический принцип отражения жизни и активнее и критически глубже осознаются главные социальные конфликты русской действительности. Развивается направление критического реализма. Появляется жанр социально-бытового романа и повести, психологических по изображению характеров героев(Л. Толстой, Тургенев, Достоевский), проблемный роман, жанр художественного очерка и целых циклов очерков (Некрасов, Тургенев, Г. Успенский),романы политические по проблематике и конфликтам (Чернышевский, Слепцов).