НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ Вторую половину XIX века называют золотым веком литературы, а ее предшественником «отцом» считают писателя, который жил и работал немного раньше, - Николая Гоголя. Вокруг его личности и творчества до сих пор идут жаркие споры. Федор Моллер. Портрет Н. В. Гоголя. 1840 год.
НЕМНОГО О ЕГО ЖИЗНИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Несколько поколений русских писателей, в том числе непревзойденные Федор Достоевский, Лев Толстой и Михаил Булгаков, испытали на себе влияние Гоголя. Он стал основной и отправной точкой всей реалистической литературы. С другой стороны, Гоголь начал свою писательскую деятельность с фантастических, сказочных новелл и закончил жизнь, погрузившись в мистицизм, отрекшись от лучшего в своем творчестве. Да и основные его произведения, реалистичные по сути, условны и фантастичны по форме и приемам. Поэтому вот уже на протяжении полутора столетий говорят о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства.
НЕМНОГО О НАСЛЕДСТВЕННОСТИ Будущий писатель родился 20 марта 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Полтавской губернии, в самом сердце Малороссии, как тогда называли Украину. Казалось, это была типичная помещичья семья. Но отец Василий Афанасьевич, был отличным рассказчиком и писал пьесы для домашнего театра на украинском языке. От него Гоголь унаследовал талант и интерес к литературе и театру. Мать, Мария Ивановна, была красива, сколь и религиозна, но к тому же отлично знала местный быт, чувствовала местный юмор (именно Гоголь обращался к ней за недостающими деталями для произведений). Отец умер когда Гоголю было 15 лет, это событие заставило столкнуться с грустными деталями в жизни. Его мать считала что её сын был гениальным. Но она не была для него близким человеком.
ЭТО ИНТЕРЕСНО Изображая Петербург, писатель использует особый прием –синекдоху-замещение целого частью. Мундир, фрак, усы, бакенбарды, шляпа- эти детали часто характеризуют человека. Гоголь доводит литературный прием до философского обобщения: эти признаки становятся важнее всего остального в человеке. Часть настолько существеннее целого, что однажды нос отделяется от лица майора Ковалева и становится «значительным лицом». За чином статского советника окружающие не замечают, что это всего лишь нос а не человек.
Дом, где родился писатель, теперь литературно-меморильный музей Н. В. Гоголя.
В Москве, на Никитском бульваре, 7 а гоголь жил с 1848 по 1852 год. Теперь здесь музей писателя и научная библиотека.
НАДЕЖДЫ ЮНОСТИ С десяти лет Гоголь учился гимназии высших наук города Нежина. Не отличаясь прилежанием, мальчик готовился к экзаменам в последний момент, но его всегда спасала прекрасная память. Гораздо больше зубрёжки обязательных предметов Гоголя и его товарищей увлекало творчество. Они покупали в складчину современные журналы и издавали свой, рукописный, куда гоголь писал стихи и поэмы. Отличаясь комическими способностями, он играл в местном театре. Отправляясь в Петербург «искать места» чиновника, он в тайне надеялся прославиться своими талантами. Надо признать, надеялся не зря, но удалось ему это не сразу.
ПЕРВЫЙ ПРОВАЛ Уже через 2 месяца после приезда в Петербург Гоголь опубликовал в журнале «Сын Отечества и Северный архив» романтическое стихотворение «Италия», а вскоре и поэму «Ганц Кюхельгартен»- произведение, которое, как надеялся юный поэт, должно было его прославить. На издание он потратил большую часть родительских денег. Однако отзывы были исключительно отрицательными. Нервный, мнительный, болезненно самолюбивый дебютант забрал в книжных лавках все оставшиеся экземпляры, сжег их, а сам бежал за границу. Такие сожжения писатель не раз повторит в будущем.
РЕВАНШ Вернувшись из-за границы, Гоголь поступает на службу, становится обычным чиновником, он ищет более естественную для себя тему что надо писать о чем-то очень близко и знакомым( для него это Малороссия). Он заводит литературные знакомства- с Орестом Сомовым, Антоном Дельвигом, Петром Плетневым, Василием Жуковским, которые сыграли немаловажную роль в его писательской карьере. Они облегчили материальное положение Гоголя: помогли стать преподавателем истории в Патриотическом институте. Они оценили его способности и познакомили с Пушкиным А.С. Реванш за испытанную горечь неудачного дебюта стала для Гоголя публикация в сентябре 1831 года первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Пушкин объявил публике о новом «необыкновенным для нашей литературы» явлении. Он увидел в молодом в писателе два ценных и, казалось бы, противоположных качества это- «настоящая веселость, искренняя без жеманства, без чопорности» и «чувствительность». Гоголь, окрыленный успехом, написал и издал вторую часть «Вечеров…».
РЕАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА, ИЛИ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Повести, вошедшие в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», объединяет одно место, и близкое писателю Диканька, и рассказчики- ее жители, сам же писать скрылся под маской издателя- пасечника Рудого Панько. Здесь сошлись рассказы, легенды, байки на современные и исторические темы – «лишь бы слушали и читали». Народные праздники, ярмарки- хороший повод показать дух вольности, широту натуры, гордость «вольных казаков». Как назвал их Пушкин, «племя поющее и пляшущее». Сочный народный юмор помогает писателю показать комические противоречия и несообразности в жизни. В рассказах много чудес, мистики, волшебства, действуют русалки, ведьмы, черт. Но даже не чистая сила у Гоголя выступает в образах типичных, узнаваемых- демонические герои очень похожи на обычных картёжников, стряпчих, заседателей, поселянок. А добрые герои обычные малороссияне, всегда побеждают зло. Шутки, шалости, и проказы этих народных персонажей сочетаются с силой духа, способной обуздать темные силы, которые вмешиваются в жизнь людей.
ОБРАТНАЯ СТОРОНА УСПЕХА «Вечера…» сделали Гоголя знаменитым, но в то же время принесли сомнения и разочарования. Писатель считает, смеяться без ясной нравственной цели- предосудительно. Он пытается порвать с малороссийской темой, но пока она не отпускает. И гоголь пишет иные, совсем не веселые, произведения: «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба». В первых он показывает победу телесного, обыденного в человеке. Во втором- торжество духовного, высшего. Однако ощущение неодолимых злых сил не оставляет писателя, и в это же время появляется «Вий».
ЧИН И ЧЕЛОВЕК Наконец, писатель покорилась петербургская тема. В «Невском проспекте», «Портрете», «Носе», «Шинели» он создал он создал яркий образ- символ города, одновременно реального и призрачно- абсурдного. Города, где чины и богатства важнее человеческой души и индивидуальности. Эту важную для него мысль, что часто важные государственные посты занимают недостойные люди, пораженные корыстью, злоупотребляющие своей властью, Гоголь выразил и в комедии «Ревизор». Он «решил собрать в одну кучу все дурное в России и за одним разом посмеяться над всем.
Афиша первого спектакля «Ревизор» в большом театре.
Александринский театр и памятник Екатерине II. Санкт-Петербург. Почтовая открытка.
САТИРИЧЕСКАЯ ПОЭМА Смех остается главным приемом Гоголя и главным его оружием в борьбе за правду и человека в главном произведении его жизни поэме «Мертвые души. Писатель искренне верил, что, узнав себя в этих смешных, карикатурных образах, русские помещики и чиновники «исправятся», изменятся к лучшему. «Мертвые души» были задуманы как трехтомное сочинение- «вся Русь явится в нем». Сочиняя поэму о России, писатель жил за границей, в основном в Италии. В 1842 году был издан первый том- «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Рассказывая о путешествиях и встречах мошенника и авантюриста Чичикова, автор создал целую галерею сатирических образов русских помещиков и чиновников. Он изобразил, каким не должен быть человек и в чем заключаются его пороки.
Красная гостиная в музее- усадьбе «Абрамцево», где Н.В. Гоголь прочел первую главу второго тома «Мертвых душ» своим друзьям.
ЭТО ИНТЕРЕСНО Сюжет «Мертвых душ» подсказал писателю Александр Пушкин в 1831 году. В 1835-м Гоголь пишет ему: «Сюжет растянулся на предлинный роман и, кажется, будет сильно смешон». Перед отъездом за границу он всю ночь читал Пушкину главы из нового произведения. Поэт был мрачен и сказал: «Боже, как грустна наша Россия». После смерти Пушкина Гоголь воспринимал работу над поэмой как «священное завещание поэта».
ТРАГЕДИЯ ВТОРОГО ТОМА Второй том должен был показать, каким же должен быть человек. Гоголь решил отказаться от сатиры, а действовать «высоким упрёком лирического поэта». Он работал десять лет. В 1845 году сжег уже законченную рукопись и принялся за новый вариант. Он либо был не завершен, либо тоже сожжен, до несколько дней до смерти. Сохранились лишь некоторые отрывки. По существу, отказавшись от своей художественной стихии- юмора, иронии, сатиры, Гоголь стал превращаться из художника в проповедника. Он искал другие художественные приёмы. Было ли это невозможно для него или просто ну успел, помешала смерть (Николай Васильевич скончался в 1852 году)- на этот вопрос до сих пор ответа нет.