900igr.net
Историческая справка История костюма представляет собой отражение истории человека и человеческого общества Много веков складывался и сохранялся народом образ национальной одежды. Характерные черты Русского костюма – многообразие форм, типов, многосоставность каждого комплекса одежды, декоративность художественного решения, самобытный орнамент и способы исполнения.
Национальную одежду носили в России вплоть до 17в., но сохранилась она у крестьян до наших дней как праздничный наряд. Верили люди в силу природы, поклонялись солнцу, ветру, деревьям, животным, множеству богов – охранителей скота, посевов, домов. Костюм отразил на себе верования людей в солярных символах и магических знаках. Свою связь с мирозданием, пониманием себя как части природы нес не только костюм, но и предметный мир человека, и сам его дом. Перенос образов мироздания на все национальное русское искусство это одна из черт русской культуры.
Самым выразительным и долговременным оказался крестьянский праздничный или ритуальный костюм, сохранивший нам облик национальной одежды. В нем отразились местные условия жизни, традиции и культура народа, материалы и декор. Неотделимые от жизни земли, крестьяне редко отлучались из своих родных мест, своей деревни. Это сказалось на символике костюма, в которой нашли проявления обычаи, миропонимание, художественный вкус людей.
Предмет исследования Русский женский костюм Широко раскинулась земля Русская, поэтому невозможно определить какой – то один вид костюма. Ученые выделяют 4 типа женского костюма: - рубаха с сарафаном и кокошником; - рубаха с поневой и сорокой; - рубаха с юбкой андараком (суконной); - платье кубельком.
С древних времен женщины сами изготовляли всю одежду для себя и семьи, вкладывая в нее свое умение, вкус, традиции своей местности, свой природный талант. Так, по цветовому строю, форме и узорочно можно было определить, откуда крестьянка родом.
Из поколения в поколение передавалось мастерство и традиции изготовления и украшения костюма. Готовя свое приданое и подарки своему жениху, девушка рано садилась за ткацкий станок, пяльцы. В узорах старалась выразить свои пожелания, мечты.
Символика цвета и орнамента в одежде Русский народный костюм отличает богатая красочность – многочисленные оттенки красного: червонный, багряный, алый с вкраплениями синего, огненно – красный, и другие цвета. Цвет в русском народном костюме всегда был символичным: Красный цвет – жизнь, огонь, кровь. Желтый – огонь (немного). Зеленый – (очень мало) Синий, черный – тьма, горе. Белый – свет, праздник. Охра – земля Голубой, серый – надежда
Служил костюм людям не только защитой от холода, жары и всякой невзгоды, но и был оберегом, потому что в его цвете, в узорах зашифрованы магические (колдовские) вышитые красными и черными нитями по подолу, вороту, на рукавах и груди. Костюм нес космическую символику: знаки плодородия – ромбы с точками посредине, сложные ромбы; древо жизни с предстоящими фигурами Матери – земли; образы прорастания одной формы в другую (семантический смысл рост и цветения). Узоры включают солярную символику: круги, кресты, ромбы, зигзаги – символы солнца, земли, дождя; образы животного мира: павы, кони, барсы.
Русский женский костюм В одежде Русского Севера от древнерусского костюма сохраняются «епанечки» и душегреи, стеганные на вате, с рукавами. На рис., слева — костюм крестьянки Тверской губернии: сарафан, «епанечка», парчовая рубаха и нарядный кокошник.
Русский женский костюм На рис. слева изображен девичий костюм Московской губернии середины XIX в. Он состоит из цветной рубахи с широкими суженными книзу рукавами и косоклинного сарафана, украшенного цветной полосой и оловянными пуговицами. Жемчугом расшит головной убор, косник, ожерелье. На рис. справа — прямой сборчатый сарафан более позднего периода. Его делали из четырех — восьми прямых полотнищ ткани, собранных вверху мелкими складками. Прямые сарафаны шили из набивной ткани: сатина, ситца, атласа, кашемира, парчи с цветочным узором. Рубаху к нему также делали из яркой цветной ткани.
Русский женский костюм В южнорусском костюме вместо сарафана более широко применялась понева — поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Будничные поневы отделывались скромно: шерстяной домотканой узорной тесьмой (пояском) по низу. Праздничные поневы богато украшались вышивкой, узорной тесьмой. Колористическое решение понев было особенно ярким и красочным благодаря их темному фону.
Русский женский костюм Самой декоративной и богатой украшенной частью как северного, так и южного женского костюма был передник. Передник обычно делали из холста, украшали вышивкой, тканым узором, цветными отделочными вставками. Край передника оформляли зубцами, белым или цветным кружевом, бахромой.
Головные уборы В Русском народном костюме сохраняются старинные головные уборы и сам обычай для замужней женщины прятать волосы, для девушки — оставлять непокрытыми. Этим обычаем обусловлена форма женского головного убора в виде закрытой шапочки, девичьего — в виде обруча или повязки. Широко распространены кокошники «сороки»), разнообразные повязки и венцы. Из ювелирных украшений применяли жемчужные, бисерные, янтарные, коралловые ожерелья, подвески, бусы, серьги.
Русский женский костюм Без прошлого нет настоящего. В наше время появилась потребность возрождения старинных традиций Русского народа. Русский народный костюм несет в себе неповторимую красоту, свое искусство, ставшее гордостью национальной культуры.