Тема исследования: Национальный татарский костюм Выполнил: ученик 8 класса Чалилов Динар Дамирович Руководитель: учитель технологии Мусина Зифа Шамиловна
Актуальность темы моего исследования обусловлена наличием существенных пробелов в изучении материальной культуры татар Сибири конца XIX - начала XX века. Актуальным является и выбор объекта исследования - традиционной одежды сибирских татар, которая до настоящего времени была мало изученной.Проблема. Изучение одежды сибирских татар второй половины XIX - начала XX вв. представляет собой трудную проблему, которая связана с совершенной недостаточностью сохранившихся образцов.
Объектом моего исследования стал традиционный комплекс мужской и женской одежды сибирских татар конца XIX – начала XX века.Предметом же исследования мы выбрали локальные особенности, этнокультурные комплексы и связи татар, нашедшие отражение в их традиционном комплексе одежды.
цель моей работы заключается в следующем: путем введения в научный оборот, систематизации и классификации материалов по одежде сибирских татар выделить локальные особенности, этнокультурные комплексы и связи татар Среднего Тоболо-Иртышского междуречья.
В соответствии с поставленной целью мной определен ряд задач:- анализ комплекса одежды сибирских татар конца XIX - начала XX века, его систематизация и классификация;- выделение этнокультурных комплексов в одежде, головных уборах и обуви сибирских татар;- характеристика религиозных представлений и верований и определение исторического типа культуры сибирских татар по материалам традиционного комплекса одежды;
«Традиционный комплекс одежды сибирских татар» Комплекс мужской одежды сибирских татар традиционно состоял из нательной плечевой и поясной одежды (белья) - рубахи и штанов, верхней рубахи и верхних штанов, поверх которых надевалась верхняя плечевая распашная одежда (с рукавами или без них), а также различного рода сезонной теплой одежды. Завершали этот комплекс различного рода головные уборы, обувь, пояса, носки, шарфы и рукавицы.
Сибирские татары сохраняли свою традиционную национальную одежду в основном до середины XIX в. В одежде каждой из групп сибирских татар наблюдались некоторые особенности, связанные с естественно-географическими условиями районов обитания отдельных групп, а также с историческими контактами татарского населения данного района с другими народами
Камзол ( камсул) Основным видом мужской верхней одежды всех социальных слоев татар служил камзол (камсул). Обычно его шили из сукна в талию, длиной чуть ниже колен. Он был однобортным со стоячим воротником и застегивался на 5-6 пуговиц. Петли камзола прометывались.
Камзолл (Бишмат) Тобольские татары называли камсулы (бишмэт). У богатых татар воротник теплого (стеганного на вате) бишмэта и его левая пола до пояса имели опушку из бобра, мерлушки или котика. Праздничные бишмэты богатыми татарами шились из парчи различных сортов, всегда светлых
Телогрейкй ( цигмен) В качестве сезонной (теплой) одежды у сибирских татар бытовали стеганые полупальто (телогрейки), драповые и суконные пальто, суконные халаты, полушубки, шубы и тулупы. Наиболее характерными являются халаты из сукна домашнего изготовления (цигмэн,).
Теплая одежда татар Всю верхнюю теплую одежду татары называли общим названием "тун". Термин "тун" всегда употреблялся вместе с названием материала, из которого шили тот или другой вид теплой одежды, например, лисья шуба (толге тун), полушубок (тире тун) и т.д.
Теплая одежда татарок В качестве сезонной теплой одежды у сибирских татарок бытовали стеженые пальто из хлопчатобумажных тканей (тун), плюша или бархата (плюш тун), в зимнем варианте отделанные мехом (йонле тун).
Мужские головные уборы сибирских татар Мужские головные уборы сибирских татар можно разделить на 2 группы - летние и зимние, Головные уборы носили круглый год, постоянно, зимой поверх надевали теплые шапки. Это обстоятельство отмечено как характерное для тоболо-иртышских татар. Основным мужским головным убором сибирских татар, как и казанских татар-мусульман, была тюбетейка
Сибирские татары, как и мужчины, так и женщины издавна носили ичиги (ату), полусапожки, шитые из бараньей или козлиной кожи, с мягкой подошвой.
Старики обоего пола зимой носили зимнюю мужскую и женскую обувь, у татар составляли валенки (пойма), валяные калоши (кулишлы пойма). Такую обувь надевали также поверх ичигов (ату) или шерстяных носков.
Основными чертами покроя рубах (платьев) сибирских татарок были: стан, выкроенный из переда и спинки, длинные широкие рукава, вшитые в слабо выраженную пройму или напрямую пришитые к стану, воротник-стойка, застежка на груди.
обязательным элементом женских платьев этого периода были оборки, пришиваемые на подол. Таких оборок (они выкраивались по прямой нити и собирались на нитку) на платье, в зависимости от наличия ткани, а соответственно и от достатка владелицы, могло быть от 2 до 4. Ширина их также варьировалась, но идеалом были такие оборки, "что из них еще одно платье можно сшить". Назывались оборками .
Поверх платья надевалась выкройная распашная плечевая одежда с рукавами или без рукавов, для видового обозначения которых мы примем термины "жакет" и "безрукавка" как наиболее нейтральные и отражающие суть этого вида одежды.
Сельский костюм
Основным женским головным убором служил платок. Татарки никогда не выходили на улицу с непокрытой головой. Бывало, что замужние женщины, на голову вместо платка надевали шапку, а сверху завязывались платком.
Сибирские татарки носили головную повязку сарауч или сарауц .Эти повязки представляют собой один их наиболее архаичных элементов в одежде сибирских татар.
Кроме платков носили и головные уборы-калфаки
все украшения сибирских татар по их назначению делятся на категории: головные, шейно-нагрудные и наручные. Головные украшения делятся на накосные и наушные; шейно-нагрудные включают в себя ожерелья, бусы, броши; в наручные украшения входят группы браслетов, перстней и колец
Накосники – тезмә, накосники – чулпы.
Музейные экспонаты. Украшения сибирских татар: брошь, серьги, бусы.
Ювелирные женские украшения: брошки, серьги, перстень, браслеты.
Особенности в традиционном комплексе одежды сибирских татар конца XIX - начала XX века носят исключительно локальный характер, то есть связаны с местом расселения указанной группы татарского населения Западной Сибири.