«Русский национальный костюм»
Цели Показать красоту русского народного костюма, привить интерес к русской культуре, дать понятия некоторых деталей костюма
Национальная одежда – это книга, из которой можно много узнать о традициях и обычаях своего народа. Праздники в жизни русского крестьянина либо завершали какой-то период, либо предшествовали следующему важному этапу. К праздникам, конечно же готовились.
Из старых сундуков доставали рубахи, сарафаны и юбки. По количеству сундуков и нарядов судили о богатстве хозяев дома. Прежде всего женский костюм не должен подчёркивать формы тела: каждая женщина была в нём красавицей, статной и дородной.
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Ее надевали мужчины, женщины и дети, и носил от рождения до смерти. Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом. Само слово происходит от слова «рубить» — кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава. Рубашка по вороту, подолу и низу рукава украшалась красной тесьмой или вышивкой, чтобы злые духи не пробрались к телу через отверстия в одежде и использовалась в качестве оберега.
Кушак На Руси никогда не ходили «распояской», а завязанный пояс сопровождал человека всю жизнь. Особенно неприличным считалось молиться Богу без пояса, обедать или спать без него. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами и являлся оберегом. А назывался он кушаком. Носили поверх рубахи.
Ткани ,из которых шились костюмы были в основном домашней выработки, поэтому крестьянки умели не только шить, но и прясть, ткать, вязать и вышивать. Самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. Иногда случалось так, что невесту в свадебном сарафане выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье. Каждая губерня России имела свои орнаменты, цвета, отделку, формы и фасоны.
Южнорусский женский костюм В южно-русском женском костюме самой главной деталью была понева (юбка). Она одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем навершник.
Cеверорусский женский костюм Главной частью северорусского женского костюма был сарафан из холста, домотканого сукна, крашеных и фабричных тканей, шелка или парчи. Мягкие плавные линии сарафана, струясь при движении, делали женщину похожей на лебедушку. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, полосками ситца, тесьмой и бахромой.
Головные уборы Важной частью женского костюма был головной убор. Считалось, что волосы замужней женщины обладают магической силой, и их нельзя носить непокрытыми.
Головные уборы. Это были кокошники, сороки, чепцы, кички, девичьи обручи и ленты , а также платки.
Выбор цвета в костюме. Цвета в одежде отвечали народным представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Белый, красный, синий, чёрный, золотой и зелёный издревле почитались на Руси.Рубаха, обязательно, была белая. Белый цвет означает мир и чистоту совести, поэтому этот цвет ближе всего к телу.Самым любимым цветом был красный. «Красна девица», «Весна- красна» , «Красно –солнышко» - красный, значит красивый, радостный. А ещё красный символ солнца, отваги и любви.Каждая губерня и волость выбирала предпочтение своему цвету .
Золотой цвет имеет непосредственное отношение к богу, богатству, света солнца, поэтому его использовали знатные богатые люди.Синий цвет - цвет неба, благородства, верности. Он стал символом Московской области, где изготавливают гжель.
Выбор орнамента Орнамент имел особый смысл в костюме. Предпочитали цветы, птицы, дерево жизни, ромбы, кресты и женские образы. Подол в одежде - символ растений, корней, цветов, засеянного поля, богини плодородия.Рукава – символ труда, рукоделья, достатказдоровья, благополучия. Это Макош - покровительница рукоделий, домашнего очага, а это птицы счастья. Ромбы, кресты , звёздочки - знак плодородия земли и продолжения человеческого рода.
Древо жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской вышивки. Изображение "древа жизни" по народным представлениям должно приносить счастье, а также оберегать от всякого зла. Образ птицы также неслучаен. Птица – символ души человека, обладает способностью влиять на судьбы людей (приносить счастье), парные птички обычно символизируют жениха и невесту. Берегини – женские персонажи, оберегающие дом и его обитателей от зла и несчастий. Руки, устремленные вверх, к небу – древняя молитвенная поза, обращение к Богу с просьбой о благоденствии и защите от зла.
Украшения Не последнее место в костюме занимали различные украшения. В большом количестве надевались на шею ожерелья из жемчуга, граната и гайтаны - низанные из бисера, янтарные бусы, приносившие, согласно поверью, здоровье и счастье, ожерелья из цепей. Большой любовью пользовались крупные серьги "голубцы" и более мелкие, изящные. Своеобразным украшением были и нежные, легко подвижные "пушки" - шарики, сплетенные из гусиного пуха, которые носились вместе с серьгами.
Самая характерная черта русского народного костюма во всех его видах - радость, праздничность.
Пословицы Хвалят на девке шелк, когда в самой девке есть толк.По одежке встречают, по уму провожают.Красив тот, кто красиво поступает.Не всяк хорош, кто платьем пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Словарь Понёва - юбка в южнорусском костюме.Кушак – пояс , повязываемый поверх рубахи.Сорока – вид головного убора замужней женщины в южном костюме в форме шапочки.Кокошник - старинный русский головной убор замужних женщин в северных областях, в основном праздничный — на твердой основе в форме гребня.Навершник - женская одежда без рукавов, надеваемая поверх рубахи.Гжель – создание глиняной посуды, для росписи, которой используют синюю краску.
Составила презентациюСергеева НинаЮрьевнаучитель начальных классов Колыванской средней школы № 3