Русский национальный костюм Чиркунова Алла Александровна - учитель технологии высшей квалификационной категории Уршельской СОШ Гусь-Хрустального района Владимирской области
Культура одежды является наиболее индивидуальной материальной культурой народа.В одежде находит отражение и его духовная культура, воплощены представления об удобстве, целесообразности, красоте тела, души, окружающего мира.
На протяжении всей своей историилюди создавали одежду, и каждый,живущий на земле человек, внес вклад в этот многовековой процесс.
Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла,так как в ее изготовленииучаствовали предметы обильно украшенные магическим орнаментом (трепало, гребни, ткацкий станок)
Особое значение придавалось головному убору, в котором воплощались идеи неба, солнца, мирового древа жизни, устремленного к небу, птиц.
Эта устремленность к небу отражалась даже в названиях: «кокошник» от «кокош» (петух), «кика» «кичка», сорока.
От головного убора до груди спускались подвески-рясна, имитирующие струи дождя, небесной влаги.
Основу мирского костюма составляла рубахаРубаха происходит от слова «руб», что означало на языке предков кусок, обрывок ткани.
Рубахи носили и мужчины, и женщины - различались они лишь покроем.
Рубахи были повседневные и праздничные. Повседневные не украшали, только швы и края обшивали красной нитью, чтобы преградить дорогу злым силам.Украшением чаще всего служила вышивка.
Вышивка рукавов часто содержала символы земли, возделанного поля, зерен, ростков.
В вышивке подола одежды господствовали символы земли, растений, корней, цветов, засеянного поля.
Узоры тканые и вышитые выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитками, Окрашенными растительными красителями. Гамма цветов многочисленна: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый.
Основными частями женского костюма были рубаха, передник или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.
Косоклинный покрой сарафана имел несколько вариантов. Наиболее распространенным был сарафан по середине переда, отделанным узорными лентами, кружевом и вертикальным рядом пуговиц.
Поверх рубахи женщины в южно-русских областях надевали поневу, род юбки из трех кусков ткани, сшитых по кромке в одно широкое полотнище. Понева крепилась на талии при помощи вдернутого шнурка - гашника.
Самой декоративной деталью костюма был передник (запон, занавеска). Он выполнялся из холста и украшался узорным ткачеством, вышивкой, лентами, бахромой, оборками.
Поверх сарафана надевали душегрею - короткую нагрудную одежду на лямках, часто подбитую мехом.
В холодное время года носили полушубки из самых различных материалов: парчи, бархата, сукна, шерсти.В разных губерниях эта одежда отличалась кроем и имела множество разных названий - шушпан, шушун, насов, сукман, коротай, шугай, епанечка.
Из дорогих шелков, бархата и меха шили «шубки».
Зипун - распашная одежда полу -прилегающего силуэта, расширенного книзу, с застежкой встык. Длина его была от середины коленей и выше. Рукав узкий до запястья. Пройма была прямой, рукав не имел оката.
В мужских костюмах северных, центральных и восточных губерний основными частями были рубаха, порты и кафтан; в южных - рубаха, шаровары, свита.
Специфически русской одеждой была шуба. Шубы носили и крестьяне, и знатные бояре, и царь. Крестьяне ходили в шубах на овчине, зайце, а знать - на куньем, собольем, песцовом или лисьем меху.Длинные почти до пола рукава имели спереди до локтя прорез для продевания рук. Широкий отложной воротник и обшлага были меховые.
Одеждой знати был так же охабень. Это была неширокая длинная одежда, которую спереди застегивали встык на петлицы.
Ко времени царствования Алексея Михайловича русский костюм достиг наибольшего расцвета разнообразием форм, богатством, красочностью отделки.
Особенно великолепны были вышивки - любимый вид отделки в русской одежде и позволяющий создавать неповторимые шедевры.
Реформы, начатые Петром I, оставилинациональный костюм только для крестьянства.Аристократия, служилые люди и горожане отныне должны были одеваться в одежду, рожденную в Европе.
Глядя сегодня на народные рубахи, мы нередко забываем, что именно они внесли в наш современный костюм множество мудрых приемов и деталей.Полюбившийся воротник стойка впервые возник в народной одежде из полоски ткани, пришитой к вороту.Популярный сегодня прямой свободный силуэт был так же заимствован из рубахи.Широкая пройма рукава, столь необходимая при современных темпах жизни, так же не случайно называется рубашечной.Поэтому по сей день, русская народная рубаха является источником идей для художников-модельеров.
Проверь себя!