Романский и готический стиль в архитектуре Западной Европы
В 1054 г. произошло великое разделение церквей, в результате чего возникло две ветви христианства: Византия, унаследовав греческую культуру, олицетворяла православие.Западная Европа, наследница римских традиций, стала олицетворять католицизм.
К началу XI в. католическая церковь укрепила свои позиции, выбрав в союзники самое активное средство воздействия – искусство.Особое значение придавалось архитектуре, а именно храмовому строительству.
Романский стиль в архитектуре
Внешний облик церквей, строившихся в XI – XII вв. производил суровое впечатление. Серые массы камней, большая толщина стен, узкие окна напоминали скорее крепости, чем культовые сооружения.Этот период в истории архитектуры Западной Европы стал называться романским.Собор в Вормсе. XI – XIII. Германия
Кафедральный собор в Дареме. Великобритания. XI в.(внутренний облик)
Основной объем романского храма повторял форму римской базилики.Но к началу XI в. в его облике большое значение приобрел крест.Символика креста: 1) Знак казни Христа (мученической смерти на кресте; 2)древо жизни, связывающее небо и землю; 3) победа над смертью (воскресение Христа).Так появилась крестово-купольная система в архитектуре.
Крестовый купол Схема крестово-купольной конструкцииМакет крестового куполаКрестовый купол на трех цилиндрических сводах
Основные элементы романской архитектуры: Постройка базиликального типа.Разделение внутреннего пространства на нефы (от 3-х до 5-ти).Каждый неф завершается апсидой, где располагаются алтарь и капеллы (в боковых).Форма латинского креста, который получается за счет трансепта.Трансепт – поперечный неф (1 или 2).Средокрестие – место пересечения нефов (продольного и трансепта), венчается башней.
Внешний декор в постройках романского стиля: Вход в храм всегда с западной стороны, он обозначается двумя башнями – этот комплекс называется вестверк.Портал (архитектурно выделенный вход в здание) украшен скульптурами.Аркатурные пояса – маленькие арочки, украшающие стены.
Церковь св. Петра в Муассаке. Рельеф портала.1130-1135 г.Аркатурные пояса
Несмотря на тяжеловесность каменной массы, как бы высеченной из скалы, вся композиционная структура романского храма создает общее впечатление устремленности ввысь.Кафедральный собор и колокольня в Пизе (Пизанская башня). Италия. XI–XVI вв.
Церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье. 11-12 вв.Форму портала образуют большой полукруг арки и прямоугольник дверного проема.Арка – символ небесного свода; кроме того – символ радуги как договора между Богом и людьми (после потопа).Дверной проем – символ земли, а также место перехода из мирской области в священную.
Апостол Петр. Рельеф портала церкви св. Петра в Муассаке.Св. Иосиф. Скульптура главного портала собора в Реймсе
Готический стиль в архитектуре
Своды церквей стали делать каменными, чтобы избежать пожаров.Так родилась каркасная система, позволившая укрепить свод и облегчить здание.Вместо полукруглой арки появляется стрельчатая.Вся масса здания взметнулась вверх.
Стрельчатый свод, каркас, купол
Готический каркас на основе стрельчатых арок
Изменяется внешний вид западного фасада готического собора: Над трехчастным порталом появляется скульптурная галерея (ряд королей).Над ним сдвоенные стрельчатые окна с огромной готической розой в центре.Выше – ажурная колоннада.Над ними по бокам – две рвущиеся в небо башни.Вместо узких окон-бойниц – огромные цветные витражи.Стены покрыты скульптурным кружевом.
Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари) 1163 - начало XIV в.
Собор Нотр-Дам
Собор Нотр-Дам. Париж
Собор Нотр-Дам (интерьер). Париж
Для сравнения:Интерьер собора Св. Михаила в Хильдесхейме. Германия. Начало XI в.(романский стиль)
В готическом храме даже каменный каркас здания скрывается под многочисленными резными украшениями.Огромные многочисленные окна и резьба рождают впечатление необычайной легкости.
Собор Нотр-Дам
Собор Нотр-Дам в Реймсе Франция, начало XII в.Впечатление, будто собор соткан из каменной паутины.
Витраж главной розы западного фасада собора Нотр-Дам в Реймсе
Встреча Марии и Елизаветы. Статуи западного фасада собора.Маркграф Эккегард и его жена Ута. Статуи собора в Наумбур.
Церковь Сент-Шапель в Париже. Франция. Конец XIII в.
Расцвет готической архитектуры в Западной Европе XIII – XIV вв. показывает, что мрачный аскетизм романской эпохи сменился восхищением.Наружное убранство, ажурность и облегченность внутреннего пространства, преображенного ярким пурпурным и синим светом, почти необозримая высота превращают готический собор в многоцветную симфонию, в радостный гимн Богу, красоте и жизни.