Язык чувашской вышивки:
Чувашская вышивка В древности одежда шилась, а также вышивалась шилом. Изготовленным из камня или кости. С появлением бронзы и стали, развитием производительных сил начали использоваться иглы из состоящих из ритмических расположенных мелких узоров: соответствующих материалов, что способствовало дальнейшему развитию вышивки. Первоначально вышивка была примитивной- стежки имитировали штрихи ткани. Постепенно штрихи приобретали очертания различных геометрических фигур, а также стилизованных изображений птиц, зверей, человека, дерева жизни. Некоторые старинные простые швы вышивки очень близко стоят к технике сшивания. Например: пунктир, веревочка, прямая гладь, набор и т. д. И до наших дней сохранилась традиция украшать соединение двух полотнищ, будь то мужская рубаха или женское платье. Вышивкой вдоль швов( на плечах. рукавах, по боковым швам). Вышивка эта имеет форму каемок, полосок, состоящих из ритмических расположенных мелких узоров:
Расшифровка знаков вышивки
Цветовые сочетания Цветовые сочетания были связаны с миропониманием предков чувашей, имели смысловое значение и служили средством характеристики образа. В вышивке использовались сдержанные, скромные тона, такими же качествами обладали и сами мастерицы. Черным цветом- цветом Земли, цветом добра, окаймлялся только узор вышивки. Заполнялись же они красным и мареновым цветом, ассоциирующимся в сознании народа с самой жизнью,- источником торжества, счастья. Это был символ брака Земли и Неба. Белое поле холста воспринималось как благополучие планеты, чистый воздух, здоровье. Белый цвет-цвет мудрости, правдивости. Желтым цветом, разновидностью красного, вышивали солнце, звезды, другие светила. Зеленый цвет-признак жизни, роста и развития- использовали при закрашивании растений, деревьев, цветов. Синий цвет встречается при заполнении узоров, символизирующих сияние, радугу, небосвод.
Космический огонь Чуваши в прошлом поклонялись огне, воде, земле. Поэтому в орнаментах старинных вышивок большое место занимали знаки этих субстанций. Одним из любимых узоров чувашских мастериц является космический огонь. Его изображение напоминает половину свастики. В древности на Востоке предки чувашей гунны, другие тюркские и, может быть, древнегерманские племена жили вместе. Впоследствии их исторические пути разошлись, но символический знак огня сохранили и немцы ,и чуваши. На одеждах знак огня выполнялся аппликацией маренового цвета. Таким же цветом заполнялся узор сурбана у верховых чувашей, называемый халам- сурпан терри. Сурбан, символ материнства, носила замужняя женщина, и его орнамент содержал стилизованные изображения растений.
Солнце Ведущим орнаментом в чувашской вышивке является знак Солнца, как источника жизни. Солнце вышивалось в форме круга, крестика, квадратика, свастика, восьмиугольника. До наших дней сохранился принцип изображения кеске., узора нагрудной части женской рубахи в виде солнца, двух крестиков, положенных друг на друга. По преданиям в древности светили 3 Солнца и на Земле была благодать. Когда злые силы из зависти убили двоих из них, третье, испугавшись, улетело в бескрайнюю высь. Ударили морозы, погибли плоды, настали холод и голод. «Пусть каждая женщина вышьет на своих полотнах ярким красным цветом три Солнца,что когда-то светили Земле .Вышивки эти мы назовем «хевел терри»-солнечными»- решили мудрецы и вернули Солнце назад. Дневное светило на многих узорах вышивается с ногами ( солнце, месяц и другие астрономические объекты воспринимались как живые существа и обожествлялись).
Жизнь на Земле В узорах, показывающих жизнь на земле и на небесах, размещались живые существа- птицы. звери, люди: На многих орнаментах птицы расположены симметрично по обеим сторонам дерева или растения.Если птенчики «бегут» друг за другом, то их «мама и папа» смотрят друг на друга.
К нам прилетела новая птица
Дерево жизни По высказываниям исследователя Е.Я.Орловой, понятие «растение» совпадало у предков чувашей с понятием «жизнь».Сок, бегущий по стволу, питает дерево. Отсюда и дерево жизни, корнями уходящее в матушку-землю, а ветвями тянущееся к солнцу. Не зря чуваши говорят : «Мы одного корня». Свою родословную они тоже представляли в виде дерева.
Образцы чувашской вышивки
НАШИ РАБОТЫ
НАРОДНЫЕ МАСТЕРА
Выводы: Изучая чувашскую вышивку мы познакомились с культурой чувашского народа, языком чувашской вышивки, мастерами вышивального искусства.
Литература Трофимов А. А. О чувашском орнаменте. Учебные записи ЧНИИ,вып.35. Чебоксары,1967. С.117-124.Трофимов А.А. Неселсен терери сырулахе синчен. Сб. статей ЧНИИ. Чебоксары,1972. С.117-124.Орлова Е.Я. Наблюдение над символикой украшений и орнаментов верховых чувашей. Ученые записи ЧНИИ, вып.35. Чебоксары, 1967. С.110-116.Спиридонов М.С. Орнаменты чувашской вышивки. Сб.СтатейЧНИИ, вып.3. Чебоксары,1974. С.127-157.