ЕГЭ. Русский языкПодготовка слабоуспевающих учащихсяЗадание В 1(Словообразование)Пелипенко Ольга Викторовна,учитель русского языка и литературыМАОУ СОШ № 11 им.В.В.Рассохинаг.Армавир
ПОВТОРЯЮ ТЕОРИЮ:ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕМОРФЕМНЫЕ( С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ)НЕМОРФЕМНЫЕ(БЕЗ ПОМОЩИ МОРФЕМ)СЛОЖЕНИЕ
МОРФЕМНЫЕ(С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК И СУФФИКСОВ)
НЕМОРФЕМНЫЕ(БЕЗ ПОМОЩИ МОРФЕМ)
СЛОЖЕНИЕ
ЧИТАЮ ЗАДАНИЕ:В1. Из предложения(ий) … выпишите слово, образованное ……. способом.ДЕЙСТВУЮНайти все слова, в которых есть указанная морфема.Определить предыдущее слово в словообразовательной цепочке. 3. Выбрать искомое.
1)Какое же зеркало жизни наш язык! (2)Нет, он поистине велик, оставаясь и поныне свободным, правдивым.В1. Из предложений 1-2 выпишите слово, образованное приставочным способом.Выпишу слова с приставкой: ПО-ИСТИН-Е ПО-НПоистине (наречие – окончания нет)уберу приставку: истине – такого слова без окончания нет (истине - существительное в Д.п., н.ф. – истина)уберу суффикс: поистин(ый) – такого слова нетуберу приставку и суффикс: истина – от этого слова образовали наречие поистинеспособ образования – приставочно-суффиксальный Поныне (наречие – окончания нет)уберу приставку: ныне – такое наречие есть, оно образует слово поныне.способ образования – приставочный.Искомое слово – поныне.
4)Дом будто тихо сопит от тяжелых котовых шагов. (5)Изредка, вдоль по слоям, лопаются кремневые пересохшие матицы, скрипят усталые связи. В1. Из предложений 4-5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способомВыпишу слова, в которых есть приставка и суффикс:ИЗ-РЕДК-А ПЕРЕ-СОХ-Ш-ИЕ . изредка (наречие – окончания нет)уберу приставку: редка – такого слова без окончания нет (редк-а - прилагательное в краткой форме н.ф. – редок)уберу суффикс: изредк(ий) – такого слова нет.уберу приставку и суффикс: редк(ий) – от этого слова образовали наречие изредка.способ образования – приставочно-суффиксальный. пересохшие (причастие – образовано от глагола)пересохнуть(глаг.) – пересохшие(действ. причастие прош.вр. образовано при помощи суффикса -ш-)способ образования – суффиксальный 3. Искомое слово - изредка
ЧИТАЮ ЗАДАНИЕ:В1. Укажите способ образования слова…. (предложение…)ДЕЙСТВУЮ:Разделить слово на морфемы.Определить предыдущее слово в словообразовательной цепочке. 3. Определить, с помощью какой морфемы образовано.4. Указать способ образования.
…Он легко принимает иностранные слова.1. легк-о (наречие – окончания нет)2. легк(ий) – легк-о3. образовано при помощи суффикса -о- . способ образования - суффиксальный …Земля надевает самые дорогие наряды.1.на-ряд(ы) – существительное ряд однокоренным не является.2. наряд-и(ть) – наряды (наряды – это то, что надевают, когда наряжаются) 3. Словообразовательные морфемы не использовались, слово образовано от глагола4. Способ образования - бессуффиксный
Не забыть до экзамена!Наречия на -о образованы суффиксальным способом от прилагательных!Долгий-долгоПриятный-приятноУсердный-усердноПричастия и деепричастия образованы суффиксальным способом от глаголов!Увидеть-увидевшийДелить-делимыйПринимать-принимая!!! Будь осторожен с НЕ-Нехорошо – наречие на –о образовано не от прилагательного хороший, а от наречия хорошо
Не забыть до экзамена!Местоимения и наречия с НЕ- и НИ- образованы приставочным способом:кто – некто,когда – никогда!!! Обрати внимание на падежные формы местоимений:Поговорить не с кем (не с кем(тв.п.) – некто(им.п.) образовано приставочным способом от местоимения кто)
Не забыть до экзамена!Бессуфиксным способом образуются только существительные:бежать – бег, разрывать – разрыв, синий – синьтихий – тишь, полететь – полет, зеленый – зелень!!! В значении этих существительных остается действие или признак:Замена – кого-то(что-то) заменилиГлушь – глухое место.
Не забыть до экзамена! Наречия не на –о образованы чаще всего приставочно-суффиксальным способом:во-первых - от первый,по-дружески - от дружеский,слева – от левый, сначала – от начало.
Не забыть до экзамена! !!! Научись строить словообразовательные цепочки. Это поможет тебе лучше понять морфемное строение слова:След след-ова-ть по-след-ова-ть по-след-ова-тельн-ый не-по-след-ова-тельн-ый не-по-след-ова-тельн-ость
На удачу надейся,а знаниям доверяй!
ЛИТЕРАТУРА:Единый государственный экзамен. Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ-М.:Интеллект-Центр,2011.Русский язык. Полный школьный курс для ЕГЭ/С.И.Львова.-М.:ОЛМА Медиа Групп, 2008.ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ (шаблон презентации):http://pedsovet.su/load/321-1-0-13974