О чём говорят устаревшие слова?Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ Московская СОШ Москвиной Мариной Александровной
РазминкаЛексика – это…Лексическое значение слова – Общеупотребительные слова – Не общеупотребительные слова – Профессионализмы – Диалектизмы – Что изучает лексикология?
Тема урокаО чём говорят устаревшие слова?
Цели урока:Мы познакомимся с понятием «устаревшие слова»;Выясним причины устаревания слов в русском языке;Усовершенствуем навыки работы с толковым словарём;Заглянем в историю родного языка, родной страны;Выясним, сохранились ли устаревшие слова в современном русском языке.
«Следопыт»Работа с учебником. Страница 38 – 39.1 вариантВыясните, какие слова называются устаревшими?Определите с помощью толкового словаря значения слов из витрины музея.Кафтан – Треуголка – ЛаптиЕндова – Какой пометой отмечены устаревшие слова в толковом словаре?2 вариантВыясните, почему устаревают слова?Какие слова называются:ИсторизмамиАрхаизмамиВыпишите в тетрадь из толкового словаря лексические значения слов:КушакЧелоЛаптиПриведите другие примеры.
«Переводчики» Перед вами изображение человека. Здесь указаны названия частей тела. Переведите устаревшие слова на современный язык с помощью рисунка.
«Соколиный глаз»Найдите устаревшие слова в отрывке стихотворения И.Сурикова. Сможете ли вы дать их толкование?В уголке, согнувшись,Лапти дед плетёт;Матушка за прялкойМолча лён прядёт.Избу освещаетОгонёк светца;Зимний вечер длится,Длится без конца…
Текст для девочекПрялка… В наши дни не каждая девочка знает, что это такое. А в прошлом прялка была в каждом доме – за неё садились уже 6 – 7-летние девочки.Назначение прялки – превратить лён или шерсть в пряжу. Состоит она из двух частей: донца и гребня (лопатки). На донце, небольшой дощечке, имеется головка, куда и вставляется гребень, на котором укрепляется кудель – ком обработанного льна или шерсти.Пряха садится на донце, левой рукой вытягивает волокно, скручивает его в нитку, а в правой – вращает веретено, особенным образом вырезанную палочку; на него и наматывается нить. (В.Волков)
Задания к текстуОпределите стиль и тему текста, озаглавьте его.Объясните с помощью текста лексическое значение слов ПРЯЛКА, КУДЕЛЬ, ВЕРЕТЕНО.Запишите ответ в виде словарной статьи.
Текст для мальчиковДолгое время крестьянская изба освещалась лучиной. Она готовилась заранее: длинное поленце расправлялось в печи, потом от него ножом отщипывались тонкие щепки – лучинки. Эти лучинки вставлялись (горизонтально) в специальные подставки, светцы, с расщелинами на верху и поджигались. Под лучиной стояло длинное корытце с водой, куда падали угольки.(Вл. Волков)Определите стиль и тему текста, озаглавьте его.Объясните с помощью текста лексическое значение слов ЛУЧИНА, СВЕТЕЦ.Запишите ответ в виде словарной статьи.
«Знатоки»Найдите устаревшие слова в отрывках из русских народных сказок. Объясните их значение с помощью толкового словаря.Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная.Баба – яга вышла во двор, свистнула – перед ней явилась ступа с пестом и помелом.Входит в светлицу – видит: красота невообразимая.Здравствуйте, купцы чужеземные!Я по коробу метён, по сусеку скребён, на сметане мешён, на окошке стужён.
Подведём итоги урока:Какие слова называются устаревшими?Почему слова устаревают?О чём рассказывают устаревшие слова?Сохранились ли устаревшие слова в современном языке? Приведите примеры.
Домашнее задание*Параграф 19. Определение устаревших слов в рамке (стр.39) – выучить; * Упражнение 86 (по заданию).*** Дополнительное задание:Привести примеры употребления устаревших слов в пословицах, поговорках, сказках.
Сегодня на урокея узнал(а)…. Было интересно… Я выполнял(а)… Я понял(а), что… Теперь я могу… Я почувствовал(а), что… Я приобрёл(а)… Я научился/научилась…У меня получилось…Я могу…Меня удивило…Урок дал мне для жизни…Мне захотелось…
Спасибо за работу на уроке!
1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в школе».- №?,2008. 1. Приложение Изображение частей тела человека//«Русский язык в школе».- №?,2008. 2.Изображения: ложки, прялка, http://kartinki.yandex.ru/users/vvkarav-3/view/162018/ 3. «Русский язык»: учебник для 6 класса/(Т.А. Ладыженская и др.- М.:Просвещение,2008.