Виталий Закруткин «Матерь человеческая» урок- размышление Автор презентации: Васильева В.А. Учитель русского языка и литературы МОУ «Караклинская СОШ» Канашского района.
Аннотация одна из задач уроков литературы - воспитание талантливого читателя, читателя-собеседника, соавтора. Перед учителем, формирующим такого читателя, возникает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? На помощь учителю могут прийти приёмы технологии развития критического мышления. Урок в технологии развития критического мышления поможет организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир художественного текста
Цели 1. Работать над формированием умений: характеризовать и оценивать главных героев, давать устный развернутый ответ на поставленный вопрос, выразительно читать фрагменты повести. 2. Показать значимую роль женщины-матери как в военное, так и мирное время. 3.Воспитание любви к матери, Родине.
Задачи 1. Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. (Известно: ценным является знание, добытое своим трудом). 2. Воспитание социальной ответственности.
Оборудование урока: 1. Тексты повести. 2. Портрет писателя. 3. Выставка книг о войне. 4. Репродукции картин. 5. Компьютер.
Основополагающий вопрос В чем смысл названия повести В. Закруткина «Матерь человеческая»?
Эпиграф Люди – это всегда дети своих матерей…ведь у каждого есть Мать, каждый чей-то сын… Прославим Женщину- Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни! М. Горький «Сказки об Италии»
Ход занятия 1. Слово учителя. 2. Знакомство с биографией писателя. 3. Анализ содержания повести. 4. Анализ тем и проблематики произведения. 5. Работа с художественным текстом 6. Составление синквэйнов.
- Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство ненависти? - Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело чувство ненависти? - Вспомните, какие чувства вы испытывали в состоянии ненависти? - Не было ли у вас желания простить, понять человека, который вас обидел? - Фрагмент из повести "Матерь человеческая". Как вы думаете, о чём отрывок?
Какая встреча ожидала Какая встреча ожидала Марию на пепелище родного дома? Опишите те чувства, которые она испытывает в первые секунды, увидев раненого немца? Почему Мария не отомстила немецкому солдату?
- Какие темы звучат в повести? (Родины, семьи, любви, жизни и смерти, труда, героизма и подвига, мужества, силы духа, памяти…) - Какие темы звучат в повести? (Родины, семьи, любви, жизни и смерти, труда, героизма и подвига, мужества, силы духа, памяти…) Какие проблемы поднимают эти темы? (война и дети, война и материнство, война и гуманизм, основа жизни)
1. Найдите ключевые слова, определите душевное состояние немца и Марии. Выпишите их в две колонки: Мария, В. Брахт. Сделайте вывод 1. Найдите ключевые слова, определите душевное состояние немца и Марии. Выпишите их в две колонки: Мария, В. Брахт. Сделайте вывод 2. Зачитайте описание той страшной ночи, которая перевернула жизнь Марии. Выпишите ключевые слова (эпитеты, сравнения, метафоры и т.д.). Заполните таблицу. Звуки ночиЦвет ночиЗапахи ночи
Почему повесть называется “Матерь человеческая”? Повесть начинается с изображения молящихся перед статуей Богоматери старичков, а заканчивается сценой, когда командир полка “опустился перед Марией на колени и молча прижался щекой к её безвольно опущенной маленькой жёсткой руке…” Таким образом, В. Закруткин обыкновенную женщину Марию поднимает до высоты Богоматери.
Составление синквэйнов Мать Мать Добрая, сильная Нежная, самоотверженная Спасает, защищает, любит Учит, растит, лечит Сердце матери лучше солнца греет Мать даёт жизнь Жизнь Душа
Домашнее задание Написать сочинение «Мои мысли после урока»