Тема урока Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.
Цель урока: знакомство с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыка написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени, повторить правописание безударных личных окончаний глаголов.
Проверка домашнего заданияОт основ каких глаголов и с помощью каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?
упр.98Игравший, отчаявшийся, прибывший, улыбавшийся, увядший, сеявший, прикасавшийся, хмурившийся, веявший, затеявший, надеявшийся, сморщившийся, увидевший, пригоревший, обидевшийся, зажмурившийся. Погасший, ненавидевший, заострившийся, заместивший
Вопрос:Соответствует ли употребление данных причастий литературной норме? Исправьте ошибки.
повторение1Что надо знать, чтобы правильно написать безударные личные окончания глаголов? (их спряжение)2.Вспомните спряжение глаголов. Какие глаголы относятся ко II спряжению? -К I спряжению?
Все глаголы на –ить, кроме брить и стелить, 7 глаголов на –ать и 4 глагола на –еть. Видеть, слышать, и обидеть, гнать, держать и ненавидеть, и дышать, смотреть, вертеть, и зависеть, и терпеть).
выписать глаголы, объяснить их окончания Труд все побеждает. Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает. Золотые руки на серебро не купишь. Потерянного времени не воротишь. Весною час упустишь – годом не наверстаешь.
В написании суффиксов каких причастий необходимо знать спряжение глаголов, от которых они образованы? ( Действительных причастий настоящего времени)- Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени. (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).
Самостоятельная работа. 1 вариант : выписать причастия, образованные от глаголов II спряжения,2 вариант: выписать причастия, образованные от глаголов I спряжения.(Стелющийся туман, шепчущийся камыш, дышащий зноем вечер, тающий снег, пенящийся поток, распускающийся цветок, борющийся со стихией корабль, строящийся дом, хвалящийся достижениями.)
ПроверкаОт II спр.- дышащий зноем вечер пенящийся поток строящийся дом хвалящийся достижениями От I спр. – Стелющийся туман шепчущийся камышраспускающийся цветок борющийся со стихией корабль
Составить новое слово, используя указанные морфемы от данных слов: прекрасный - приставкуописать – приставка доля-корень потчевать - суффиксколющегося– суффикссинеющий - окончание
ПреодолевающийС полученным словом составьте словосочетания, предложение.- Произвести синтаксический разбор предложения.
С полученным словом составьте словосочетания.
Произведите синтаксический разбор предложения.Человек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни.
ПроверкаЧеловек, успешно преодолевающий свою лень, многого добьется в жизни.(Повествовательное, невосклицательное., простое, распраненное, двусоставное, осложнено прич.оборотом)
Изучение нового материалаАнализ материала на стр.39Чтение материала на стр.40
Работа с комментированиемприкрывать(1спр.)- прикрываемыйРешатьОтправлять-ВозводитьСооружатьОберегатьВидеть
Вывод.Работа с учебником:Упражнение 101 - устно
ЗакреплениеОбразовать от глаголов страдательные причастия настоящего времени.Образец: Обрабатывать(1спр. – обрабатываемый, слышать (2спр., искл.) –слышимый. Составлять Освещать Возводить Посылать Видеть Сооружать
Замените действительные причастия настоящего времени страдательными Образец. Российские солдаты, охраняющие границу.- Граница, охраняемая российскими солдатами.1)Ученик, возвраща.щий книгу. 2) Строители, восстанавлива.щие здание. 3)Люди, возрожда.щие город. 4) Вода, враща.щая турбины. 5) Разведчик, выполняя.щий задание. 6) Воды, омыва.щие остров.(Индивидуальная работа )
ОТВЕТ1)Ученик, возвращающий книгу. 2) Строители, восстанавливающие здание. 3)Люди, возрождающие город. 4) Вода, вращающая турбины. 5) Разведчик, выполняющий задание. 6) Воды, омывающие остров.
Вывод.При написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо помнить спряжение глаголов.
Итог урокаС какими причастиями мы познакомились сегодня?В суффиксах страдательных причастий настоящего времени пишется:буква е , если …буква и, если …
Домашнее задание.Выучить образование страдательных причастий настоящего времени по учебнику.Выполнить упр.104