МБОУ «СОШ №14 с углубленным изучением отдельных предметов» Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Составитель: Мелентьева Наталия Николаевна, учитель русского языка и литература,I категория
Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. (Урок изучения нового материала с использованием тестовых технологий)
Цель урока: ознакомление учащихся с образованием и написанием страдательных причастий настоящего времени; формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени ( -ом-, -ем-, -им-).Работа по развитию речи: конструирование предложений, словосочетаний.Повторение: написание безударных личных окончаний глаголов; написание гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени, написание корней с чередующейся гласной в корне.
Орфографическая пятиминутка. Разминка.
Тест Тест поможет тебе проверить себя в правописании: Тест поможет тебе проверить себя в правописании: гласных о – а в корне –лаг-/-лож-; гласных о – а в корне –раст-/-рос-; гласных ё – о после шипящих в корне слова; гласных е и и в корнях с чередованием.
Задание №1 В каком ряду во всех словах пропущена буква О? В каком ряду во всех словах пропущена буква О? 1.Нал_гать, отр_сль, р_сток 2.Выр_сла, сл_жение, р_стовщик 3.Прил_гательное, прир_щение, пор_сль.
Задание №2 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1.Соб_рают цветы; всё зам_рло; отп_рать замок 2.Зап_р дверь; степь расст_лается; приб_рать комнату 3.Звёзды забл_стели; зам_реть от восторга; раст_реть краски
Задание №3 В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная? В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная? 1.Ч_лка, нал_жить, уд_ру 2. Дол_жить, ср_стить, разд_валка 3. Выр_щенный, изл_гать, пол_жение
Задание №4 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? Выж_гание, выч_тать, сж_гал Отд_ру, бл_снул, приж_гал Соб_раешь, изб_ру, переж_гал
Молодцы!
Сжигал-….. Сжигал-….. Излагает-….
Прекрасный- приставку Прекрасный- приставку Описать- приставку Доля-корень Потчевать- суффикс Борющегося- суффикс Короткий- окончание
Преодолевающий- тот, который …..-I(II)спр. Гонимый- тот, который….-I(II)спр.
Глаголы II спряжения Глаголы II спряжения Все на ить и глаголы- исключения: Гнать, держать, смотреть и видеть, Слышать, дышать и ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть.
ИМЯ-…………… ИМЯ-…………… ОСОБЫЕ ПРИМЕТЫ-………… РОЛЬ-……………
II. Изучение нового материала
оберега..мый участок – причастие оберега..мый образовано от глагола оберегать I спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву е: оберегаемый участок. оберега..мый участок – причастие оберега..мый образовано от глагола оберегать I спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву е: оберегаемый участок. вид..мые звёзды – причастие вид..мые образовано от глагола видеть II спряжения, значит, в суффиксе этого причастия надо писать букву и: видимые звёзды.
Изобража…мый пейзаж, Изобража…мый пейзаж, необита…мый остров, уважа…мый препод…ватель, вид.мый горизонт обрабатыва…мое изделие, описыва…мый портрет, слыш.мый голос
прикрывать прикрывать решать возводить сооружать оберегать видеть ранить
Ш. Закрепление нового материала
Избира…мый президиум, определя…мое существительное, спряга…мый глагол, завис…мое слово, изуча…мое правило, управля…мая система, вообража…мый предмет, вдохновля…мый музыкой, завис...мый больной. Избира…мый президиум, определя…мое существительное, спряга…мый глагол, завис…мое слово, изуча…мое правило, управля…мая система, вообража…мый предмет, вдохновля…мый музыкой, завис...мый больной.
Игра «Корректор»
Игра «Корректор»
Верхушки березок, колеблемые утренним ветерком, приветствовали нарождавшийся день. Чьи-то голоса, слышимые в тишине утра, привлекли внимание девушки.
Вывод: при написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо опираться на спряжение глагола. Вывод: при написании суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени необходимо опираться на спряжение глагола.
С какими причастиями мы познакомились сегодня на уроке? С какими причастиями мы познакомились сегодня на уроке? В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем-, -им- пишется: буква е, если … буква и, если …
§36 §36 Упражнение 419
Планирование следующего урока