Сложное предложение 5 класс
Тема урока: [ ], [ ], и [ ].
Запишите предложения Наступила весна, и река вышла из берегов. Наступила весна, река вышла из берегов. Река вышла из берегов, потому что наступила весна.
Запишите предложения Наступила весна, и река вышла из берегов. Наступила весна, река вышла из берегов. Река вышла из берегов, потому что наступила весна.
Что мы знаем о сложном предложении? Какие предложения называются сложными? Как могут соединяться части сложного предложения? Как разделить части сложного предложения на письме?
Наступила весна, и река вышла из берегов. Наступила весна, и река вышла из берегов. Наступила весна, река вышла из берегов. Река вышла из берегов, потому что наступила весна.
Схема предложения №3: [ ] – главная часть ( ) – придаточное (зависимое) предложение
Наступила весна, и река вышла из берегов. (сложноСОчинённое предложение) Наступила весна, и река вышла из берегов. (сложноСОчинённое предложение) Наступила весна, река вышла из берегов. (БЕСсоюзное сложное предложение) Река вышла из берегов, потому что наступила весна. (сложноПОДчинённое предложение)
Определите вид СП Вспыхивают кусты м_л_дые ёл_чки и сосенки которые только подр_стают. И вдруг раздался пр_глушённый выстрел и на дороге пок_зался конный стражник. Вьюга злит_ся вьюга плачет кони чуткие храпят. Я знал что скоро наступит вечер.
Тренируемся!
Синтаксический разбор сложного предложения
Образец синтаксического разбора: Была зима, но все последние дни стояла оттепель. (Повеств., невоскл., сложносочинённое) [ ], но[ ].
Выполни разбор! Голая земля уже промёрзла а зима всё не наступала. Я почувствовал что ветер притих. В ярком золоте день утопает и ручьи по оврагам шумят. Вдруг подул тёплый ветер надвинулись тучи.
Составьте предложения по схемам [ ], [ ]. [ ], и [ ]. [ ], (чтобы…).
Укажите только сложные предложения (запятые НЕ поставлены!!!): Укажите только сложные предложения (запятые НЕ поставлены!!!): А) Начался ливень и мы побежали домой. Б) Солнце давно выглянуло на чистом небе и своим светом залило степь. В) Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Г) Красавица хотела что-то сказать но кузнец махнул рукою и убежал. Д) В Диканьке никто не слышал как черт украл месяц.
Какое предложение соответствует схеме: Какое предложение соответствует схеме: [ ], [ ]. А) Мальчики разводили костёр, а девочки готовили ужин. Б) Мальчики разводили костёр, ставили палатки. В) Мальчики разводили костёр, девочки готовили ужин. Г) Девочки готовили ужин, мыли посуду. Д) Девочки готовили ужин и мыли посуду.
Какое предложение соответствует схеме: Какое предложение соответствует схеме: [ ], и [ ]. (Запятые НЕ поставлены!!!): А) Солнце светило ярко снег быстро растаял. Б) Солнце светило ярко и грело землю. В) Солнце светило ярко радостно пели птицы. Г) Солнце светило ярко и снег быстро растаял. Д) Снег быстро растаял но в тени ещё оставались небольшие сугробы.
С. р. Списать, расставить запятые. Выполнить синтаксический разбор Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо. Волны звучали солнце сияло море смеялось. Красавица хотела что-то сказать но кузнец махнул рукою и убежал. Лес затих и замолчал потому что главные певцы улетели. В темнице там царевна тужит а бурый волк ей верно служит.
Источники Бунеев Р.Н. Русский язык. 5 кл.: учебник для ОУ: в 2-х кн. Кн. 1. – М.: Баллас, 2012 Бунеева Е.В. Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баллас, 2012