Развитие коммуникативных умений и навыков через говорение на уроках русского языка Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому М.В. Ломоносов Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 21 Горькова Людмила Николаевна
Учиться общению общаясь… Коммуникативная компетенция
Компоненты структуры речевой ситуации
Цели и мотивы речевых ситуацийНа информирование На воздействие На побуждение к общению Примеры речевых ситуаций: Необходимость ответить на вопрос; Побеседовать с другом; Разговор по телефону; Обсудить проблемный вопрос; Поделиться впечатлениями; Доказать свою точку зрения и т.д.
Формы речевой коммуникации Целенаправленность, логичность, самостоятельность Реактивность, ситуативность
Монологическая речь Творческие устные работы на основе личных впечатлений; Устное монологическое высказывание; Устные сочинения-миниатюры; Конкурсы творческих работ.
Диалогическая речь Театрализованные сценки; Работа в парах; Языковые игры; Взаимоопрос в парах.
Полилогическая речь Работа со зрительной опорой ; Устные дискуссии; Сказки на лингвистические темы; Устная газета.
Виды работ по развитию коммуникативных навыков 1.Работа со зрительной опорой. 2.Творческие устные работы на основе личных впечатлений 3.Устные дискуссии 4. Устная газета 5.Языковые игры 6.Лингвистическая работа с опорным конспектом или алгоритмом. 7.Мини-изложения и мини- сочинения. 8.Пересказ художественного текста от лица героя. 9.Монолог 10.Театролизованные сценки 11.Устное монологическое высказывание по тексту: 12.Сказки на лингвистические темы 13.Монологические высказывания по теме, пройденной на уроке. 14.Конкурсы собственных стихов.
Ситуации, побуждающие к общению на уроках грамматикиГрупповая форма работы: СОЗДАТЬ УСТНОЕ СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ , ПОВЕСТВОВАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ Работа в парах: -составить диалог «В магазине» со словами апельсин, мандарин, яблоко, употребив их во мн.ч. В Р.п. Индивидуальная форма работы: - создать монологическое высказывание по изученному на уроке материалу.