Тема урока- Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных. Цели: знать: правило написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных; уметь: применять данное правило при написании прилагательных, образованных от существительных.
В Город Грамотеев
Станция «Теоретическая»
Правило -НН- в суффиксах прилагательных пишется: 1. На стыке образующей основы на –Н- и суффикса –Н-. 2. В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов -ОНН- и –ЕНН. Исключения: свиной, ветреный, юный. - Н- пишется в прилагательных: 1. С суффиксами –АН-, -ЯН-. 2. С суффиксом –ИН- Исключения: стеклянный, деревянный, оловянный.
Опорный конспект -НН- -Н- Основа на –Н- + 1. Суффикс –ИН- . суффикс –Н-. Исключения: свиной, юный. 2. Суффиксы –ОНН- и –ЕНН-. 2. Суффиксы –АН-,ЯН-. Исключение: ветреный, Исключения: но безветренный. оловянный, деревянный, стеклянный.
Станция «Практическая» Задания 1 уровня Вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы. а) утре..ий, мыши..ый, кури..ый; б) кожа..ый, пламе..ый, оловя..ый; в) жестя..ой, це..ый, дли..ый. Задания 2 уровня Образуйте прилагательные от существительных, объясните графически выбор –Н- и –НН-. а) береста, чугун, глина, клюква; Б) лимон, кость, кухня, телефон; В) журавль, петух, дерево, серебро.
Станция «Практическая» Проверка.Задания 1 уровня а) утренний, мышиный, куриный; б) кожаный, пламенный, оловянный; в) жестяной, ценный, длинный. Задания 2 уровня а) берестяной, чугунный, глиняный, клюквенный; б) лимонный, костяной, кухонный, телефонный; в) журавлиный, петушиный, деревянный, серебряный.
Станция «Игровая» «Четвёртый лишний» Устно вставьте пропущенные буквы, найдите «четвёртое лишнее». а) ржа..ой, волося..ой, зелё..ый, тыкве..ый; б) обеде..ый, обществе..ый, ветре..ый, безветре..ый; в) пчели..ый, муравьи..ый, со..ый, лебеди..ый.
Станция «Игровая» Проверка. «Четвёртый лишний» а) тыквенный; б) ветреный; в) сонный.
Станция «Тестовая» Тест. Отметьте строку, в которой все прилагательные имеют суффикс –ЕНН. а) песенный, безветренный, бритвенный; б) болезненный, клюквенный, фирменный; в) именной, производственный, тыквенный.
Станция «Тестовая» Проверка. Тест. б) болезненный, клюквенный, фирменный.
Станция «Народная мудрость»Осложнённое списывание. Звери..ые пова..ки отразились в стари..ых ска..ках, пословицах, поговорках. Про отважных людей г..ворят, что у них орли..ые крыл..я. Дело пуст..ковое, а шумное. Это называют мыши..ой в..знёй. Из таких определений можно составить дли..ый список: осли..ое упрямство, голуби..ая кротость, кури..ый ум, гуси..ая кожа. Подлинным их творцом является народ. В них ск..залась исти..ая народная мудрость. 1.Докажите, что это текст. 2. Определите его тему, основную мысль. 3. К какому типу речи относится данный текст? Докажите это. 4. Спишите текст, графически объяснив условия выбора вставленных орфограмм. 5. Объясните графически употребление запятых в 1, 2, 3 и 5 предложениях.
Станция «Народная мудрость»Осложнённое списывание. Звериные повадки отразились в старинных сказках, пословицах, поговорках. Про отважных людей говорят, что у них орлиные крылья. Дело пустяковое, а шумное. Это называют мышиной вознёй. Из таких определений можно составить длинный список: ослиное упрямство, голубиная кротость, куриный ум, гусиная кожа. Подлинным их творцом является народ. В них сказалась истинная народная мудрость.
Город Грамотеев
Итоги урокаС какой новой орфограммой вы сегодня познакомились? Расскажите о правописании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных. Над какими орфограммами вам ещё пришлось работать в течение урока? Какие пунктограммы пришлось вспомнить при выполнении заданий? Сведения из каких разделов науки о языке вам пригодились на уроке?