Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Простое предложение с деепричастным оборотом
Цели урока: продолжить подготовку к ЕГЭ по русскому языку; отрабатывать навык выполнения задания типа А 4; систематизировать знания о структуре простого предложения с деепричастным оборотом; учить выбирать грамматически правильное продолжение предложения с деепричастным оборотом.
А 4Задание по данной темев КИМах формулируетсяследующим образом:Выберите грамматически правильное продолжение предложения…Например:Обработав статистические данные, 1) учёные определили, насколько быстро изменяется язык. 2) была выявлена интересная закономерность развития языка. 3) подтвердилась гипотеза о существовании общих для всех языков законов. 4) для лингвистов многое осталось не вполне ясным.
Правило употребления деепричастного оборотадеепричастие, обозначающее добавочное действие, и глагол-сказуемое, обозначающее основное действие, должны относиться к одному и тому же лицу или предмету, выраженному подлежащимОбработав статистические данные, учёные определили, насколько быстро изменяется язык.
Правило употребления деепричастного оборотаНаиболее простой способ проверки правильного использования деепричастного оборота - преобразовать предложение с деепричастным оборотом в конструкцию с однородными сказуемыми, поскольку деепричастный оборот в предложении обозначает дополнительное действие подлежащегоОбработав статистические данные, учёные определили, насколько быстро изменяется язык.Учёные обработали статистические данные и определили, насколько быстро изменяется язык.
Проверь себяА 4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения…Опасаясь, что среди русского дворянства распространится мода на дуэли, 1) они были строжайше запрещены Петром I. 2) Петром I запрещались не только поединки, но и публичные оскорбления. 3) вышел указ Петра I о запрещении поединков. 4) Пётр I запретил поединки специальным указом.Правильный ответ - предложение №4. В предложениях с деепричастием или деепричастным оборотом действие, названное основным глаголом, и добавочное действие, которое обозначает деепричастие, всегда должны относиться к одному субъекту. В данном предложении основное действие - запретил, добавочное (деепричастие) - опасаясь, субъект - Петр I.
Возражая против отдельных положений доклада, 1) началась дискуссия. 2) большую роль играет культура спора. 3) присутствующие в целом согласились с докладчиком. 4) выступление в целом произвело хорошее впечатление. Правильный ответ - предложение №3. В предложениях с деепричастием или деепричастным оборотом действие, названное основным глаголом, и добавочное действие, которое обозначает деепричастие, всегда должны относиться к одному субъекту. В данном предложении основное действие - согласились, добавочное (деепричастие) - возражая, субъект - присутствующие.
Возвращаясь домой,мне стало грустно.Николай вспомнил о своем обещании позвонить другу.уже совсем стемнело.из моей сумки выпала книга.Правильный ответ - предложение №2. В предложениях с деепричастием или деепричастным оборотом действие, названное основным глаголом, и добавочное действие, которое обозначает деепричастие, всегда должны относиться к одному субъекту. В данном предложении основное действие - вспомнил, добавочное (деепричастие) - возвращаясь, субъект - Николай.
Поднявшись на смотровую площадку, 1) я увидел весь город.2) открывается чудесный вид на город. 3) город виден как на ладони. 4) охватывает волнение при виде открывшихся просторов. Потребляя небольшое количество топлива, 1) сберегаются энергоресурсы. 2) машина может развивать высокую скорость. 3) решается задача энергосбережения. 4) одно из достоинств машины — экономичность.
Пользуясь советами специалистов, 1) всё стане т простым и понятным. 2) требуется внимательное отношение к этим рекомендациям. 3) у меня возникло собственно е решение проблемы: 4) вы можете отремонтировать свою квартиру самостоятельно.Составляя предложение, 1) мне было сделано замечание. 2) обдумывается его структура. 3) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слов. 4) должен учитываться стиль речи.
Создавая экологический прогноз , 1) учитывается состояние окружающей среды нашего города. 2) оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями. 3) требуются специальные знания . 4) учёными обработан большой статистический материал. Используя языковые средства выразительности, 1) речь наполняется яркими красками. 2) писатель в образной форме решает проблему наполеонизма. 3) подчёркивается индивидуальность стиля. 4) мысль автора выглядит более убедительно.
Отогнав акул далеко в море, 1) спасателей уже ничто не волновало. 2) дельфины вместе с людьми встретили спасательное судно. 3) на рыбацких суднах воцарилось спокойствие. 4) жителей посёлка ожидала другая напасть. Расположившись на земляной насыпи, 1) зрителям был виден весь стадион. 2) игра сопровождалась одобрительными криками зрителей. 3) у зрителей был прекрасный обзор всего поля . 4) можно было наблюдать за ходом соревнований.
Высказав мысль о необходимости образования, 1) она очень слабо аргументирована. 2) учёный не счёл нужным комментировать её. 3) её аргументация практически отсутствует. 4) в статье поднимается очень актуальный вопрос. Изучая растения средней полосы,1) у меня появился интерес к этой проблеме. 2) некоторые из них используются для озеленения участков. 3) они были собраны в гербарий. 4) обратите внимание на их отличия от растений других зон.
Как ты оцениваешь свою работусегодня?Знания прочные: можно работать с тестом.Было много ошибок: необходимо повторить правило.
ВСЕМспасибо за работу!
Использованный материал:Иванова Ю.С. ЕГЭ. Русский язык: помощь в подготовке к сдаче практического экзамена. – М.: Тригон, 2008.Новикова Л.И. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизированному тестированию. – М.: Экзамен, 2009.Методические рекомендации по русскому языкуhttp://belo-sch6.edusite.ru/p81aa1.html