Формирование познавательных компетенций учащихся в процессе анализа текста Неснова Т.А.ГБОУ Гимназия 261
Образовательная компетенция Компетенция – круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, Знаний, Умений, Навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.
Компетентность Компетентность - 1) обладание компетенцией; 2) обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенции и компетентность Компетенции – информация, умения, навыки, способы действия, алгоритмы действия, методы, методики, приемы.Способность преобразовывать информацию в знания.Компетентность –умение свободно пользоваться знанием и применять его в практической деятельности.
Учебно-познавательные компетенции Учебно-познавательные компетенции – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки.
Умения учащихся в реализации познавательных компетенций ставить цель и организовывать ее достижение;организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности;задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание проблемы;работать с инструкциями, использовать элементы статистических методов познания, описывать результаты, формулировать выводы;выступать устно и письменно о результатах своего исследования.
Познавательная деятельность Поиск информации в разных источникахУстановление причинно-следственных связейВыявление существенных признаков объектов и явленийАнализ и синтез, выделение главной мыслиСравнения, метафоры, ассоциации, выявление интертекстуальных связейОбобщение и выводы
Текст Текст - это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами связности и цельности. Текст – связная совокупность знаков. Текст - это дискурсивное единство , обладающее многосмысловой структурой, которая способствует порождению новых смыслов.
Этимология слова «текст» Слово «текст» имеет сложную этимологию. Textum (лат.) - ткань, одежда, связь,соединение, строение, слог, стиль. Textus - сплетение, структура, связное изложение. Tехtо - ткать, сплетать, сочинять, переплетать, сочетать.
В.Руднев. Из «Словаря культуры ХХ века» Реальность - это Текст, написанный Богом, а Текст - это реальность, созданная человеком.
Приезд гувернантки в купеческий дом
Алгоритм анализа художественного текста 1) отметить присутствующие в тексте виды связности языковых средств 2) определить сильные позиции текста (анализ текстовых знаков, имеющихся в данном тексте: в первую очередь, заглавия; имеющихся метатекстовых знаков), затем - ключевые знаки, на основании чего- определяется тема и идея текста,- выявляется конфликт,- делается вывод об образной системе текста;3) выявить особенности структуры анализируемого художественного текста, соотнести их с содержанием, в связи с чем- определяются родовые и жанровые признаки текста,- определяются особенности композиции и элементы сюжета,- описываются формальные средства построения.
Содержательные компоненты текста
Контекст И. И. ПУЩИНУ Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил. Молю святое провиденье: Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье, Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!
Интертекст, или фоновые знания А в России метели и сон И задача на век, а не на день. Был ли мальчик?— вопрос не решен, Нос потерянный так и не найден. (А.Межиров)Ей жить бы хотелось иначе, Носить драгоценный наряд, Но кони всё скачут и скачут, А избы горят и горят. (Н.Коржавин)
Фоническая гармонизация стиха Гармония и симметрия в звуковой организации стиха: Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду р д – з л н – в л н – л б з щ х – т в р д Младую, белую, как лебедь, воздымала млад – бел – как – леб - дмал
Звук и смысл Редеет облаков // летучая гряда р д т г р д б л к л т ч е е е я а рдеет блик лететь ряд реет белый туча грядет
Фонетическая семантика Неподражаемо лжет жизнь:Сверх ожидания, сверх лжи...Но по дрожанию всех жилМожешь узнать: жизнь! Повторяются звуки, которые составляют звуковой облик слова "жизнь". Дополнительные звуковые сходства между отдельными словами: лжи — жил (полное тождество), неподражаемо — по дрожанию — ожидания. «Дрожание" жизни проявляется в каждом слове, так же как в мире "жизнь" — и в надежде, и в обмане.
Реминисценции и аллюзии Душа грустит о небесах, Она нездешних нив жилица. Люблю, когда на деревах Огонь зеленый шевелится. То сучья золотых стволов, Как свечи, теплятся пред тайной, И расцветают звезды слов На их листве первоначальной. Понятен мне земли глагол, Но не стряхну я муку эту, Как отразивший в водах дол Вдруг в небе ставшую комету. Так кони не стряхнут хвостами В хребты их пьющую луну... О, если б прорасти глазами Как эти листья, в глубину. О вещая душа моя!О сердце, полное тревоги,-О, как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия!.. Так, ты -жилица двух миров…В начале было словоДрево жизни И, обходя моря и земли,Глаголом жги сердца людей.Комета в Апокалипсисе
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!
Работа со словарем Амфитеатр – в Древней Греции и Риме: сооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукругом. Здания расположены амфитеатром (перен.: возвышаясь одно за другим). Семантика слова указывает не только на красоту и величественность города, но и на некую театральность, неестественность городской жизни. Это впечатление усиливается словосочетанием «представляется глазам», так как среди значений слова «представлять» находим «подражать, принимать вид, наружность чью-либо» (Словарь Даля), давать представление. Ужасная громада – это громада домов (мада – дамо), вызывающая безотчетный страх, ужас, но одновременно приводящая в трепет и поражающая своей величиной и величием. Лучи солнца «пылают». Второе значение слова «пылать» - гореть страстью, неистово хотеть чего-либо, испытывать сильное чувство. Вечерние лучи: вечер несет символику упадка, смерти.
А.С.Пушкин «Евгений Онегин» Но вот уж близко. Перед нимиУж белокаменной Москвы, Как жар, крестами золотыми Горят старинные главы.Ах, братцы! как я был доволенКогда церквей и колоколенСадов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг!
«Отцы и дети» И.С.Тургенева Настал полдень. Солнце жгло из-за тонкой завесы сплошных беловатых облаков. Все молчало, одни петухи задорно перекликались на деревне, Возбуждая странное ощущение дремоты и скуки; да где-то высоко в верхушке деревьев звенел плаксивым призывом немолчный писк молодого ястребка. Аркадий и Базаров лежали в тени небольшого стога сена, Та осина, -- заговорил Базаров, - напоминает мне мое детство; она растет на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, и я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом: я никогда не скучал возле них. Я не понимал тогда, что я не скучал оттого, что был ребенком. Ну, теперь я взрослый, талисман не действует.
Полдень ПолденьЗавеса облаковПетухи ЯстребокОсинаЯмаРебенокТалисман
Тургенев и Паскаль
Интертекстуальные связи А я думаю: я вот лежу здесь под стогом... Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже... Что за безобразие! Что за пустяки! Тургенев Когда я думаю о кратком сроке своей жизни, поглощаемом вечностью до и после нее, о крошечном пространстве, которое я занимаю, и даже о том, которое вижу перед собой, затерянном в бесконечной протяженности пространств, мне неведомых и не ведающих обо мне, я чувствую страх и удивление, отчего я здесь, а не там; ведь нет причины, почему бы мне оказаться скорее здесь, чем там, почему скорее сейчас, чем тогда. Кто меня сюда поместил? Чьей волей и властью назначено мне это место и это время? Паскаль