…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. Н.В.Гоголь
Кроссворд
Мать посадила малыша в ванну и намылила ему голову.Отец намылил сыну голову за полученную двойку.
Намылить голову?Мыть голову мылом, шампунью.Пожурить, поругать.
Знакомствос фразеологизмами
Скажите одним словомНамылить голову – Бить баклуши – Повесить нос –
Определите синтаксическую роль выделенных словМать посадила малыша в ванну и намылила ему голову.Отец намылил сыну голову за полученную двойку.
Мать посадила малыша в ванну и намылила ему голову.Отец намылил сыну голову за полученную двойку.
Для чего нужны фразеологизмы?Отец отругал сына за полученную двойку.Отец намылил сыну голову за полученную двойку.
Выводы: Строение: фразеологизмы состоят из двух и более самостоятельных слов, по значению равны одному слову. Синтаксическая роль: в предложении выступают в роли одного члена предложения. Роль в языке: делают нашу речь яркой и выразительной.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, постоянные по своему составу, значению и воспроизводимые в речи в качестве готовых и целостных единиц.Фразеология – это раздел науки о языке, который изучает фразеологизмы.
СловариФразеологический словарь русского языка/Под ред. А.И.Молоткова. - М.: Русский язык, 1996.В.П.Жуков, А.В. Жуков. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.,1989.Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т. Словарь фразеологических синонимов русского языка/ Под ред В.П.Жукова. – М.: Русский язык, 1987.
Игра «Четвертый – лишний»1. Хоть пруд пруди. Кот наплакал. Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.2. Во все лопатки. Сломя голову. Черепашьим шагом. В мгновенье ока.3. Слово в слово. Тютелька в тютельку. Вилами на воде писано. Комар носа не подточит.
Проверка1. Хоть пруд пруди. Кот наплакал. Тьма-тьмущая. Яблоку негде упасть.2. Во все лопатки. Сломя голову. Черепашьим шагом. В мгновенье ока.3. Слово в слово. Тютелька в тютельку. Вилами на воде писано. Комар носа не подточит.
ПроверкаДва сапога пара как гром среди ясного неба Как снег на голову ни то ни сё Ни кровинки в лице как мелНи рыба ни мясо в двух шагахРукой подать одного поля ягодаРукой подать грош цена Душа в душу спустя рукаваНа вес золота у черта на куличкахПесок сыплется молоко на губах не обсохлоЗасучив рукава как кошка с собакой
Самостоятельно Обычно Витя Перепёлкин сч..тал ворон на уроках. Но в этот день он пр..бежал в школу ни свет ни заря. Витя сг..рал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их и..править. У доски он долго соб..рался с мыслями, но потом всё же без суч(?)ка и задоринки ра(сс,с)казал всё домашнее задание. Витя был на седьмом небе от счаст..я.
Проверка Обычно Витя Перепёлкин считал ворон на уроках. Но в этот день он прибежал в школу ни свет ни заря. Витя сгорал от стыда, глядя на двойки в своём дневнике, и решил их исправить. У доски он долго собирался с мыслями, но потом всё же без сучка и задоринки рассказал всё домашнее задание. Витя был на седьмом небе от счастья.
Домашнее заданиеТ (с.91)- § 66.П (с.204) - а) Упражнение 720. б) Найти в художественном произведении фразеологизмы(5-7), объяснить их значение.
РефлексияОцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы:На все сто (отлично, хорошо)Без сучка и без задоринки (хорошо, безукоризненно)Не ударил в грязь лицом (показал себя с лучшей стороны)Первый сорт (лучше всех)Не ахти как (не очень-то, не особенно хорошо)Через пень колоду (плохо, небрежно)