Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких... Н.В.Гоголь
ФОНЕТИКА –наука о звуках
Цели урока:1.Знать предмет изучения фонетики.2.Уметь различать звук и букву, гласные и согласные звуки.
Прочитайте стихотворение и подумайте, можно ли ответить на вопросы, заданные в нём?Сколько на свете звуков?Сколько в снегу – снежинок,Сколько в одежде – дождинок,Сколько в песке – песчинок.Сколько звуков у речи?Сколько струек у речки.
Запишите буквами звуки, которые издают изображённые на фотографиях животные.Как называются эти слова? Звукоподражательные
Задание: поиграем со словом СОМ.
Эти звуки – смыслоразличители. Замечательный учёный Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема.Задание: запишите это слово , а затем вслух проговорите несколько раз и прислушайтесь, как оно звучит.
ФизминуткаВышла мышка как-то раз Поглядеть, который час. Раз, два, три, четыре Мышки дернули за гири. Вдруг раздался страшный звон, Убежали мышки вон.
Теперь вы уже знаете, что звуки различают слова. А вот какая забавная история произошла однажды, когда две фонемы попали не в свои слова.…Вот что сказка говорит:Жили-были КОТ и КИТ.КОТ – огромный, просто страшный!КИТ был маленький, домашний.КИТ мяукал. КОТ пыхтел.КИТ купаться не хотел.Как огня воды боялся.КОТ всегда над ним смеялся!Время так проводит КИТ:Ночью бродит, днём храпит.КОТ плывёт по океану,КИТ из блюдца ест сметану.Ловит КИТ мышей на суше.КОТ на море бьёт баклуши!КИТ царапался, кусался…Добрый КОТ ни с кем не дрался…КИТ любил залезть повыше,Ночью песни пел на крыше.Позовёшь его: «Кис, кис!» –Он охотно спрыгнет вниз…Разбирались целый год,Кто тут КИТИ где тут КОТ.Обсуждали, не спешилиИ в конце концов решили:«В этой сказке нет порядка,В ней ошибка, опечатка:Кто-то, против всяких правил,В сказке буквы переставил.Переправил «КИТ» на «КОТ»,«КОТ» на «КИТ», наоборот!»…(Б. Заходер)
Поиграем с фонемамиЗадание: из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть – гостьЗадание: теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - грозаНогти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка
Вот бутон,А вот – батон.Вот бидон,А вот – питон.Ну, а вот – бетон.В печке выпечен батон,А в петлицу вдет бутон,По траве ползёт питон,Молоко течёт в бидон,А на стройке есть бетон.Повтори и ты мне в тон:Где бутон, а где батон,Где бидон, а где питон,Ну, а где – бетон.Раз, два, три, четыре, пять.Начинаю повторять:В печке выпечен бутон,А в петлицу вдет батон,По траве ползёт бидон,Молоко течёт в бетон,А на стройке есть питон.-Нет , не так! Нет, не так!Ну тогда вот так: В печке выпечен бидон, А в петлицу вдет питон, По траве ползёт бетон, молоко течёт в батон, А на стройке есть бутон.-Нет , не так! Нет, не так! Подскажите сами: как?Разберитесь сами в том,Где бутон,А где батон,Где бидон,А где питон.Ну, и где – бетон.(Н. Матвеева)
Спасибо за урок!