Урок русского языка в 5 классе Прямая речь. Учитель русского языка Свирская Наталья Александровна
Тема: Прямая речь.Цель урока: познакомиться с понятиями прямая речь, слова автора, формировать умения составлять предложения с прямой речью, выразительно читать их и правильно ставить знаки препинания.
Повторение.
Перестройте предложения в сложные.Подул ветер и поднял пыль на дороге.Струя подхватывает листок и долго кружит.
Проверяем:Подул ветер, и поднялась пыль на дороге.Струя подхватывает листок, и он долго кружит.
Определите причину постановки знаков препинания в предложениях. Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поёт, И дергач не кричит. (С. Есенин.)Чего же ты, сероглазая, не смеёшься? (Я. Смеляков.)Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н. Рыленков)
Проверяем: Тихо дремлет река. Тёмный бор не шумит. Соловей не поёт, И дергач не кричит. , Чего же ты, сероглазая, не смеёшься? (Я. Смеляков.)Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н. Рыленков)
Сделайте синтаксический и пунктуационный разбор. Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится.
Проверка:Белый снег пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. ( Повествовательное, невосклицательное,простое, двусоставное, распространенное.)
Прямая речь.Максим Горький писал: «Обогащайте себя знаниями русского языка, читайте больше».
Прямая речь.Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.Прямая речь сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.Л.Н.Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны». слова автора прямая речь А: «П».
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.Мальчик спросил: «Как твое имя?» А: «П?»«Вася», - ответил я. «П», - а.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.Прямая речь после слов автора.А: «П». А: «П?» А: «П!»Прямая речь перед словами автора.«П», - а. «П?» - а. «П!» - а.
Самостоятельная работа.Расставьте знаки препинания. Шепчут тонкие осинки В тёмных зарослях лесных Приходите к нам с корзинкой После дождиков грибных!
Самостоятельная работа.Проверка. Шепчут тонкие осинки В тёмных зарослях лесных: «Приходите к нам с корзинкой После дождиков грибных!» А: «П!»
Домашнее задание: § 48, упражнение 241.