5 классПрямая речьМатериал к уроку.
Вспомним основные схемы предложений с прямой речью
Прочитайте предложения из книг Э.Успенского. Составьте их схемы. Объясните постановку знаков препинания.«Вам, наверное, нужны друзья?» - спросил обезьянку Крокодил Гена.«В вашем объявлении целых три ошибки», - сказала девочка.«Не может быть!» - воскликнул Гена.Старушка уселась на стул и спросила: «Кто из вас будет Крокодил?»
Переделайте предложения так, чтобы прямая речь предшествовала словам автораКот в сапогах спросил: «Можете ли вы, уважаемый людоед, превратиться в зверька поменьше?»Людоед ответил: «Конечно, могу».Кот в сапогах сказал: «Тогда превратитесь, пожалуйста, в мышь!»Как называются выделенные слова? Объясните постановку знаков препинания при них.
Переделайте предложения так, чтобы прямая речь следовала за словами автора.«Где же река?» – спросил я у Сашки.«Вон там за лесом», - ответил он, указывая рукой вдаль.«Как далеко!» - огорчился я.
В словах автора выделены глаголы. При списывании подчеркните тот глагол, который вводит прямую речь в высказывание. Поставьте пропущенные знаки препинания.Федя посм..трел на обл..ка и сказал Гроза буд..тЛена отв..ла Машу в стор..ну и спросила А разве Саша Коншаков не р..ботает с вами?Маша подб..жала к дедушке и ро..ко спр..сила Дедушка а когда же землю начнем к..патьСанька посмотрел в поле и произнес Весна-то какая Маша
Миша Лентяйкин пришел в школу довольный. «Вот какой рассказ я написал!» - похвастался он. Давайте прочтем его вместе.Однажды папа спросил у Васи: «Сегодня мы пойдем в музей». Вася обрадовался и ответил: «А в какой?» «В исторический», - громко закричал папа. «Ура! – поинтересовался Вася. – Я никогда там не был». Позавтракав, они поехали в музей. «Что мы там увидим?» - рассказал Вася папе. «Многое, - задал вопрос отец. – Увидим, как жили люди в древности, какие носили наряды, какое у них было оружие. Увидишь сам».
Кажется ли вам Мишин текст смешным? Почему?Посмотрел на рассказ его приятель Дима Пятеркин, покачал головой и стал исправлять. Запишите и вы Мишин рассказ в исправленном виде.
Придумайте прямую речь и вставьте ее на месте пропуска. Запишите получившиеся предложения с прямой речью, расставьте знаки препинания.Учитель спросил _______________Директор говорил ______________Вожатый сказал ________________Дежурный рассказал ____________Прохожий обратился с вопросом к ребятам ______________________Мальчик воскликнул _____________Староста объявил _______________Командир группы скомандовал _____
Учитывая смысл данных ниже слов автора, придумайте прямую речь, вставьте ее на месте пропуска и запишите получившиеся предложения с прямой речью.«_ _», - робко проговорил мальчик.«_ _?» - тихо спросила девочка.«_ _!» – шепотом ответила мама.«_ _!» - громко крикнул брат и отворил дверь.«_ _», - взволнованно сказала бабушка.«_ _», - уверенно произнес друг.
Вместо предложений с прямой речью запишите сложные предложения с союзом что.Образец:Витя сообщил: «В первый четверг октября к нам в гости приедут артисты».Витя сообщил, что в первый четверг октября к ним приедут артисты.
Классный руководитель объявил нам: «В понедельник будет общешкольное собрание».Староста сказал: «Смотр художественной самодеятельности состоится в следующую среду».Папа писал: «Я вернусь из командировки не раньше воскресенья».Вожатая предупредила нас: «Сбор макулатуры назначается на вторник».
Прочитайте текст. Озаглавьте его, затем спишите, расставляя знаки.После обеда папа сел за какую-то книгу, но потом отложил ее в сторону и спросил Вася, как дела в школе. Изо всех сил Вася старался скрыть радостную улыбку. Он подал тетрадь и произнес Вчера был диктант. Вот, вернули с отметками. Отец перелистал несколько страниц и увидел пятерку. И как же ты ошибок не наделал спросил папа. Со мной Нина сидит, а она, знаешь, как пишет похвастался Вася. Вот оно что протянул отец. А потом добавил Значит, ты сегодня не свою, а чужую пятерку принес. Лицо у Васи стало растерянным и жалким, улыбки как не бывало. В.Росин