Типы связи слов в словосочетании Алёшина З.Н. КГПА
Словосочетание – сочетание двух знаменательных слов, связанных подчинительной связью.Зимнее утро, пришёл на курсы, понял быстро.
Не являются словосочетанием:сочетание самостоятельного слова со служебным: около дома, перед грозой, пусть поет;сочетания слов в составе фразеологизмов: бить баклуши, валять дурака, сломя голову;подлежащее и сказуемое: наступила ночь;составные словоформы: более светлый, будет ходить;группы слов, объединенных сочинительной связью: отцы и дети.
Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием;при помощи логических вопросов выделить все словосочетания, определить тип связи.Например. Игра должна создавать условия для развития, оставляя возможность для самостоятельного творчества.Словосочетания: создавать (что?) условия; условия (для чего?) для развития; создавать (как?) оставляя; оставляя (что?) возможность; возможность (для чего?) для творчества; для творчества (какого?) самостоятельного.
Согласование –зависимое слово уподобляется главному (род, число, падеж)Главное слово (существительное)+ изменяемая часть речи (Какой? Чей?)Этот человек - этого человека – этому человекуРека Волга – рекой Волгой – по реке Волге Синяя лента – синей лентой – синей лентеВторой курс – вторым курсом – второму курсу
Управление – главное слово требует определенной формы падежа зависимого слова.Наличие предлога – признак управления.Оказать помощь Проблема снабженияПомочь ему Готов к экзаменуПомочь в чём-то Задуматься над задачейУ начальника цеха Памятник Петру 1Роман в стихах Сервировка стола
ПримыканиеЗависимое слово – неизменяемая часть речи: *наречие (бежал быстро); *инфинитив (устал бежать); *деепричастие (бежал оглядываясь); *сравн. степень (бежал быстрее); *несоглас. прилож. (в газете «Првда»); *притяж. местоим. его, её, их.
Внимание!Местоимения его, её, их могут выступать в роли личных (вижу её, его, их) и в роли притяжательных (её подруга, их дом, его дневник). В первом случае тип связи – управление, во втором –примыкание.
Укажите варианты, в которых отсутствуют ССЧ1.А. на ярком небеБ. солнце взошлоВ. звонок другаГ. ярко светило2. А. по новому маршрутуБ. яйцо всмяткуВ. оказать помощьГ. малыш заплакал3.А. решая задачуБ. приеду летомВ. могу помочьГ. в новом платье4.А. благодаря за обедБ. в ночной тишинеВ. открой дверьГ. макароны по-флотски
Укажите неправильный вариант 1. Согласование А. говорить о главном Б. решающий матч В.о главном свидетеле Г. на главном направлении 2. Управление А. День Победы Б. на синем платье В. говорящий по телефону Г. плавая в море
3. ПримыканиеА. жить по-новомуБ. оделся теплоВ. уехал поздноГ. выглянул в окно4. ПримыканиеА. надоело споритьБ. помоги мнеВ. очень громко Г. близко стоять5. УправлениеА. место под солнцемБ. спешил на вокзалВ. получили ответГ. родители успокоились6. СогласованиеА. рыжеватому господинуБ. исконно русскимВ. моя красавицаГ. в зеленеющем саду
Выпишите ССЧ с примыканиемОдно из самых очаровательных воспоминаний детства – это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница читала нам вслух на уроке «Капитанскую дочку».Ведь все они довольно красивы, поставлены на самых видных местах.Тогда как во время современного перелёта из Москвы в Париж пассажир только успевает сочинить телеграмму о благополучном отлёте и благополучном приземлении.
Выпишите ССЧ с управлениемЛюдей всегда мучают разнообразные сожаления – большие и малые, серьёзные и смешные. Ещё более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат.
Выпишите ССЧ с согласованиемОднако кое-какие силы природы уже под контролем, и если они всё ещё вредят нам, то только по вине людей.Между тем сегодня назрела необходимость не столько отделить первую часть от второй, сколько разобраться со значением слова в целом.
Выпишите все возможные ССЧ Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе и вслух.
ОтветПримыкание: мысленно собрать, собрать вместе, читали вместе, читали вслухУправление: собрать на полку, собрать книги, которые читалиСогласование: особую полку
Из предложения 14 выпишите словосочетание, в котором использована связь ПРИМЫКАНИЕ.(14) Поэт рыцарски стоял за высокое духовное понимание любви, за предельную одухотворённость чувства, не примирялся с компромиссом, требовал максимального любовного напряжения, максимального переживания.
Из предложений 31-32 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.(31) Так не бывает, и самые добрые намерения здесь не помогут. (32) Надо вырабатывать душу.
Из предложения 20 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.(20) Вся энергия уходит на отбивание от преследователей.
Всем спасибо!