Путешествие по загадочной стране «Синтаксиса и пунктуации»(5 класс)Презентацию подготовила учитель русского языка МОБУ СОШ № 24имени С.И.Климаковаг. ЯкутскаКузнецова Инна Олеговна
Терминологическая разминка Синтаксис изучает строение словосочетаний и ______________.
Синтаксис изучает строение словосочетаний и предложений.
Правильно расставлять знаки препинания учит ______________.
Правильно расставлять знаки препинания учит пунктуация.
Словосочетание – это два и более слов, связанных по _________ и _________.
Словосочетание – это два и более слов, связанных по смыслу и грамматически.
________ и __________- главные члены предложения.Дополнение, определение и обстоятельство – это ________.
Подлежащее и сказуемое - главные члены предложения.Дополнение, определение и обстоятельство – это второстепенные члены предложения.
В простом предложении_________ грамматическая основа.В сложном предложении - _________,в отличие от простого.
В простом предложении одна грамматическая основа.В сложном предложении – две и более грамматических основ.
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, являющиеся одним членом предложения и относящиеся к одному слову называются _______________.
Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, являющиеся одним членом предложения и относящиеся к одному слову называются однородными членами предложения.
Расставьте знаки:П а.А П?П! а
«П», - а.А: «П?»«П!» - а.
О но О.О О О О.О и О О и О.
О, но О.О, О, О, О.О и О, О и О.
ЦелиОбобщение знаний по теме “Синтаксис. Пунктуация”. Повторить теоретические сведения о главных и второстепенных членах предложения, их признаках;Закрепить умение составлять словосочетания изученных видов; находить грамматическую основу и второстепенные члены предложения; Безошибочно ставить запятую в изученных синтаксических конструкциях. Развивать словарный запас, коммуникативные умения.
Обратимся к словарюСинтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)В предложениях слова объединяются в словосочетания. Предложения образуются из слов и словосочетаний.
Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Укажите главное и зависимое слово, задайте вопрос.Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.
Определите вид словосочетанийпроводим (за чем?) за столом;за столом (каким?) письменным;проводим (что?) минуты;минуты (какие?) счастливые.
Распределите группы словя не сомневался золотая рощанесут хлебвстречались часто на тропинкебыли в гостяхпошёл быстро
Проверь себяСловосочетаниязолотая рощанесут хлебвстречались часто были в гостяхпошёл быстро
Восстановите строки Зима, пора, недаром, Прошла, злится, её, Весна, со двора, гонит, И, стучится, в окновсё, И, Зиму, засуетилось, нудит, Всё, вон, жаворонки, трезвон, в небе, Уж, подняли, И.
Докажите, что это предложения Зима недаром злится,Прошла ее пора –Весна в окно стучитсяИ гонит со двора.И всё засуетилось,Всё нудит Зиму вон –И жаворонки в небеУж подняли трезвон. Ф. И. Тютчев
Состав предложения:Грамматическая основа ПодлежащееСказуемоеОдносоставноеДвусоставное
Найди грамматическую основуВода в лесном ручье холодна и прозрачна.В январский день солнце светит, но не греет.Птицы – наши друзья.Отец с сыном шли по дороге.Три сестрицы под окном пряли поздно вечерком.Вечереет.Зима.
Произведите разборУтром и вечером в тёмном хвойном лесу хлопочут проворные белки.
Древнерусское письмоРассмотрите текст древнерусской рукописи.Сделайте вывод об особенностях строения предложений и текста в целом.
Слова не отделялись друг от друга.Не было знаков препинания.
Знаки препинания
Обратимся к словарюПунктуация (от лат. рunctum – «точка») — раздел науки о языке, в котором излагается система знаков препинания и правил их постановки. Пунктограмма (от лат. «рunctum » — точка, греч. «грамма» — знак, буква).
Какие виды предложений по цели высказывания вы знаете?
По цели высказывания предложения бывают: ПовествовательныеПобудительныеВопросительные
Определите по первым словам вид предложения по цели высказывания:Каким будет …Идите собирать …Зачем приехали …Осень пришла …Давайте поговорим …
Быль или небылица о том, как от запятой зависела жизнь человека.
Что же значит запятая?!Очень-очень странный видРечка под окном горитЧей-то дом хвостом виляетПёсик из ружья стреляетМальчик чуть не слопал мышкуКот в очках читает книжкуСтарый дед влетел в окноВоробей схватил зерно Да как крикнет улетаяВот что значит запятая!
Вот что значит запятая!Очень-очень странный вид: Речка под окном, горитЧей-то дом, хвостом виляетПёсик, из ружья стреляетМальчик, чуть не слопал мышкуКот, в очках читает книжкуСтарый дед, влетел в окноВоробей, схватил зерно Да как крикнет, улетая:« Вот что значит запятая!»
Расставьте знаки препинания, постройте схемы предложенийСила свет красота ночи стали ослабевать. Зимнее солнце светит но не греет. Ветер срывал с берёз мокрые и пахучие листья. Блеснула молния и загремел гром. Незнайка что ты тут написал? Сказки любят читать все и взрослые и дети и старики. Приплыла к нему рыбка, спросила Чего тебе надобно старче?
Подведем итоги:О чём мы сегодня говорили?Какой раздел языкознания изучает строение предложений и словосочетаний?В чем важность знаков препинания?На какие виды делятся знаки препинания?Что мы знаем о предложении?Какие бывают сложные предложения?
Домашнее задание:Подготовиться к контрольной работе (в форме ГИА) по теме «Синтаксис и пунктуация»
ИсточникиВолина В.В. Веселая грамматика.- М.: Знание, 1995Влодавская Е.А. Дидактический материал по русскому языку. 5 класс. – М.: «Экзамен», 2014Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – 2-е изд., перераб. –М.: ВАКО, 2013Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобр. учрежд. В 2ч. –Просвещение, 2012г.Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие.- М.: Дрофа. 2004