Подготовка к написанию сочинения на основе прочитанного текста Цели урока:Рассмотреть этапы написания сочинения;Рассмотреть критерии оценивания сочинения;Написать тезисный план сочинения.
Этапы написания сочинения1. Определить тему текста и его проблематику. Установить иерархию проблем.Проблема – это вопрос, требующий обсуждения решения, вопрос, который заставляет задуматься о чем-то. Это главный вопрос, ответ на который автор пытается найти в своем тексте.
Проблематика текстаПроблема сожаления человека о чем-либо.Проблема чрезмерной стремительности времени. Проблема быстротечности времени.Проблема необходимости внимательного, пытливого взгляда на мир.
Формулирование проблемыВ тексте К. Г. Паустовского поднимается несколько проблем. Это и проблема сожаления человека о чем-либо, и проблема быстротечности времени, но самая важная и актуальная – это проблема пытливого, внимательного взгляда на мир.
Комментарий к сформулированной проблемеКомментарий – это объяснение проблемы, рассуждение по проблеме. Он нужен, чтобы выяснить, насколько хорошо и правильно учащийся понял текст произведения.
Способы написания комментария.1 способ Комментарий как отдельная часть сочинения. Он объясняет текст.2 способКомментарий дается вместе с изложением собственной точки зрения.
В комментарии можно писать следующее:1. Часто ли встречается такая проблема2. Какая это проблема (нравственная, экологическая, философская)3. Какие авторы обращались к этой проблеме.4. Встречались ли сами учащиеся в жизни с такой проблемой.
Речевые конструкцииЧтобы мы поняли, как это важно (актуально, серьезно) автор рассказывает о том, что…Чтобы мы поняли, как важно быть внимательнее к окружающему нас миру, автор рассказывает о том, что сам видел мало. Но он убеждает нас, что видеть мало, не так уж и страшно, «если вспоминать увиденные места не по их количеству, а по их свойствам, по их качеству».
Речевые конструкцииНачав с рассуждения о том, что…Начав с рассуждения о том, что людей всегда мучают разнообразные сожаления, а особенно сожаления о стремительности времени, автор переходи к мысли, что главная беда этой быстротечности в том, что человек мало успевает увидеть.И вот тут, когда читатель уже решил, что главная тема текста – сожаления о прошедшем, К. Г. Паустовский делает неожиданный переход к тому главному, о чём он и хотел говорить. Оказывается не стоит жалеть, что мало увидел. Стоит жалеть, если не умел пытливо смотреть, ведь мир очень богат и даже в малом, обычном можно рассмотреть необыкновенное.
Речевые конструкцииАвтору не всё кажется таким простым. Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает….Сколько уже говорилось об этом. Но такой, казалось бы простой теме (проблеме) автор придает новое звучание.Почему…..? Для чего…..? В чем смысл…..? Эти вопросы ставит в своем тексте К. Г. Паустовский.
Позиция автораПозиция автора – это его отношение к обсуждаемой проблеме.Важно помнить, что авторская позиция может выражаться прямо ( чаще всего так бывает в текстах научного, делового и публицистического стиля) .Так же авторская позиция может выражаться в подтексте, в поступках или характерах героев (художественный стиль речи).Будьте внимательны при работе с текстами, в которых автор использует иронию.
Позиция автораНе путайте позицию автора и позицию героя в художественных текстах. Это разные позиции. Ученика должна интересовать только позиция автора.
Речевые ошибкиВ сочинении никогда не должно быть таких слов:В этом тексте…В данном тексте…В своем тексте…Автор говорит…Согласен с позицией автора…Правильно!!!В тексте К. Г. Паустовского говорится…По мнению автора…Автор считает…Я согласен с мнением автора…Я разделяю позицию автора…
Речевые конструкцииАвторское повествование (описание, рассуждение) проникнуто (наполнено) необыкновенно теплыми (нежными, искренними) чувствами (переживаниями) по отношению к ….Автор не обличает, не критикует, он только желает быть услышанным, говоря о том, что надо не бежать за временем, а, пусть на мгновение, но останавливаться, прислушиваться , присматриваться к окружающему нас миру и замечать его красоту.
Собственное мнениеОпределив анализируемую проблему, необходимо чётко сформулировать своё отношение к ней и продумать аргументацию собственной точки зрения.Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но обязательно нужно обосновать свою позицию, привести доказательства.Очень важно свою точку зрения излагать этически корректно, особенно, если сочинение строится на несогласии с автором.
Этическая ошибкаЭтическая ошибка – это нарушение норм общения, ошибка, связанная с проявлением речевой агрессии .1)Жаргонные слова (предки и т.д.)2)Грубая оценочная лексика (старуха, идиот, о дет, как лох)3) требовательность, насмешка, упрёк, угроза, оскорбления (пишу всякую чушь)4) Высказывания, противоречащие общечеловеческим ценностям (старые люди должны сами о себе заботиться)5) Чересчур категоричные высказывания (болезнь – это всегда вина самого человека)
Речевые конструкцииЯ с интересом прочитал…Можно согласиться с автором в том, что…По моему мнению,….Нельзя оставаться равнодушным, так как….Текст произвел на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны…. , но с другой….
Аргументация 3 баллаЭкзаменуемый выразил свое мнение по проблеме (согласившись или не согласившись с позицией автора ) , аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы)
Аргументация2 баллаЭкзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной проблеме, поставленной автором (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт),ИлиПривёл только 1 аргумент их художественной, публицистической или научной литературы)
Аргументация1 баллЭкзаменуемый выразил своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл 1 аргумент, опираясь на знания, жизненный опыт).
Аргументация0 балловЭкзаменуемый сформулировал своё мнение по проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), но не привёл аргументов или мнение экзаменуемого не отражено в сочинении.
Аргументы из литературыХудожественная литератураУчебники (история, биология, обществознание и т. д)Научная литератураПублицистические статьи из газет, журналов.
Аргументы из жизниФакты из жизни (они не должны быть частными случаями, значимыми только для автора сочинения, необходимы продуманные, интересные, содержательные наблюдения).Телепередачи, тематика которых связана с проблемой текста ( «Пусть говорят», «Прямой эфир», «Открытая студия» , «В центре событий», любые новостные программы.