Основные способы образования слов в русском языке
Цели урока:Знать: основные способы образования слов в русском языкеНаучиться: определять способ образования слов
Проверь себя: Февраль – наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий и колючеметельный месяц. В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов. Февраль – предчувствие весны, последний месяц зимы, кривые и широкие дороги.Объясните значения слов наследник, последний, морозотрескучий, колючеметельный, предчувствие.Каковы способы образования этих слов?
Основные способы образования слов в русском языкеОсновные способы образования словПри помощи суффиксов и приставокСпособ сложения
При помощи приставок и суффиксовПри помощи приставок и суффиксов
Приставочный способ образования слов Рассмотрим три слова:1) порядок2) путник3) заголовокДобавляем к ним разные по значению приставки бес., с., под. Что у нас получится?
Приставочный способ образования Бес+ порядокС+ путникПод+ заголовокПравильно, получились совершенно другие слова с новым лексическим значением, т.е.смыслом.
Суффиксальный способ образования слов Рассмотри три слова переплет, дед, волки добавим к ним уменьшительно-ласкательные суффиксы –ушк- и –онок- и суффикс –чик-, обозначающий указание на профессию. переплёт + чикДед + ушк (а)Волк + онок
Приставочно-суффиксальный способ образования слов
Сложение основ Что такое основа слова? Это часть слова без окончания, т.е. без формообразующих аффиксов. В основе заключено общее лексическое значение слова. Основа может быть производной и непроизводной.
Сложение основСложение- способ словообразования, при котором новые (однокоренные) слова образуются с помощью операционных средств сложения.Существует три типа сложения:1.Сращение (многоуважаемый)2.Сложение( лесостепь)3. Сложение с сокращением или аббревиация(детсад, ООН)
Проверь себя: В летописях каждый факт, цепь событий излагается последовательно год за годом, столетие за столетием. А былины никаких дат не знают. Нельзя точно ответить на вопрос, когда происходили описанные события. Герои новгородских былин – богатые купцы, мореплаватели, рыбаки. Герои киевских былин – богатыри, воины, защитники князя, служители двора. Реальная жизнь проглядывает в былинах, но она растворяется в истории фантастической, придуманной народом. (По Б. Путилову.)Найти слова, образованные разными способами.
Орфографическая разминка:Расположиться на опушке,за обгорелым пнем,разрастаются на поляне,срослись березки,собиратель былин,заблистали в небе,удивительное растение,маленькие ростки, расстилается по земле,располагаться в тени,зеленые водоросли,касается лепестка сирени,костер разгорается,слагать полномочия,сгореть дотла,коснуться вопроса,прилагать усилия.
Работа с текстом: Вы когда-нибудь смотрели на древний белокаменный собор сквозь березовую рощу? Вот когда обнаруживается глубокое созвучие русской природы и русского зодчества. Эта белизна, эта мягкость линий, удивительная одухотворенность…Согласитесь: так можно говорить и о дивном дереве, и о чудном храме… (Ю. Линник.)1. Подберите синоним к слову созвучие.2. Найдите в толковом словаре значение слова зодчество.3. Найдите слова, образованные разными способами. Обозначьте в них части слов, с помощью которых они образованы. Какой способ не нашел отражения в этом тексте? Приведите свои примеры.4. Найдите однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Чем они различаются?
Дополнительное задание:Образуйте по два слова: существительное с суффиксом – изн-;прилагательные с суффиксом –тельн-;глаголы с суффиксом –л-.