Основные принципы русской пунктуации Урок русского языка в 11 классе Автор: Карпова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №5 г.Суворова»
Цели урока: Закрепление и обобщение знаний уч-ся о синтаксических правилах и пунктуационных нормах;Совершенствование аналитических умений и развитие речи уч-ся.
1.Знакомство с теоретическим материалом Синтаксис-раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя две основные части:1. Учение о словосочетании2. Учение о предложении
Основные единицы синтаксиса1. Главная единица синтаксиса2.Сочетание двух и более слов, связанных на основе подчинительной связи3. Сочетание предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически
Пунктуация ( от лат. punktum- точка)Собрание правил о постановке знаков препинанияПунктуация изобретена типографами братьями Мануцци в середине 15 века. Мануции (Мануцци, Мануччи) — знаменитая семья венецианских типографов, издателей и ученых эпохи Возрождения.
Значение пунктуации и знаков препинания Вывод: Знаки препинания являются важным средством оформления письменной речи, т.к. при их помощи происходит смысловое членение речи.« Пунктуация, как и орфография, составлякт часть графической системы, принятой для данного языка, и должна быть так же твёрдо усвоена, как и буквы алфавита с их звуковыми значениями, для того, чтобы письмо точно и полностью выражало содержание высказывания». ( А.Б. Шапиро)
Знаки препинания в современном русском языке
Функции знаков препинания Употребление знаков препинания регламентируется « Правилами русской орфографии и пунктуации», принятыми в 1956 году
Принципы русской пунктуации 1. Логический (смысловой)2. Структурно-синтаксический3. Интонационный
Пунктуационный анализ2. Проводим анализ каждой части:1) находим выделительные знаки препинания:- при обособлениипри уточнении при единицах, не являющихся членами предложения;2) находим оставшиеся разделительные знаки препинания ( при однородных членах предложения);3) находим соединительные знаки препинания (тире между подлежащим и сказуемым и тире в неполном предложении)