Орфоэпические нормы
Если бы я был царь, я бы издал закон, что читатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог Л.Н.Толстой
Орфоэпия(от греч. оrthos – правильное, eros – речь) включает в себя произношение безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения, а так же постановку ударения. Сложилась в первой половине XVIII века.
Безударные гласныеКачественная редукция - это изменение тембра звучания гласного;(со[а]сна) количественная редукция - это уменьшение его долготы и силы (трава).
Безударные гласныеВ начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а], например: [а]зот, [а]бладать.
Безударные гласныеПосле твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а], например: ж[а]ргон, ш[а]гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э], например: ж[ыэ]леть, лош[ыэ]дей
Безударные гласныеПосле мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [и] и [э], например: в[иэ]сна, ч[иэ]сы.
Безударные гласныеВ остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь], например: в[ь]ликан, вын[ь]сти, п[ь]тачок, выт[ь]нуть.
Безударные гласныеНа месте сочетаний букв аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносятся гласные [аа], например: з[аа]сфальтировать, з[аа]дно, п[аа]нглийски, в[аа]бразить.
Согласные звукиВ конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются, например: ястре[п], разбе[к], запа[т], бага[ш], тра[ф]ка, ска[с]ка.
Согласные звукиНа месте глухих согласных перед звонкими (кроме в), произносятся соответствующие звонкие, например: [з]бежать, о[д] бросить, во[к]зал.
Согласные звукиВ ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Например: [з'д']есь, гво[з'д']и, е[с'л']и, ка[з'н'], ку[з'н']ец, пе[н'с']ия. Встречаются два варианта произношения некоторых слов, например: [з'л']ить и [зл']ить, по[с'л']е и по[сл']е.
Согласные звукиДвоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например: [д'в']ерь и [дв']ерь, [з'в']ерь и [зв']ерь. Первые варианты звучат все реже.
Согласные звукиДвойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог, например: гру[П]а, ма[С]а, програ[М]а
Согласные звукиЕсли же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы, например: а[к]орд, ба[с]ейн, гра[м]атика.
Произношения иностранных словВ словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, буква о в безударном положении произносится четко: [о], то есть без редукции: [о]тель, кака[о], ради[о]. Иногда допускается двоякое произношение: п[о]эт - п[а]эт, с[о]нет - с[а]нет и др.
Произношения иностранных словПеред гласным, обозначаемым буквой е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твердо: а[тэ]лье, ко[дэ]кс, ка[фэ], Шо[пэ]н. Чтобы не ошибиться, следует заглядывать в словарь литературного произношения!
Литературные ударенияМногие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например: бинт - бинта, штрих - штриха, зонт - зонта.
Литературные ударенияВ винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне; ср.:1) весна - весну, нора - нору, стопа - стопу;2) гора - гору, доска - доску, цена - цену, щека - щёку.
Литературные ударенияС ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: на груди, на двери, в ночи, в сети, в чести.
Литературные ударенияВ родительном падеже множественного числа произносятся:1) с ударением на основе: местностей, почестей, прибылей;2) с ударением на окончании: ведомостей, крепостей, новостей, повестей, скатертей, четвертей.
Литературные ударенияИногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без.
Литературные ударенияНапример: на: на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, на день, на два, на шесть, на сто;за: за воду, за ногу, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ночь, за два, за шесть, за сто;
Литературные ударенияпод: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по два, по сто, по двое;из: из лесу, из дому, из носу, из виду;без: без вести, без толку, без году неделя
Литературные ударенияВо многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании:брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала, дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др.
Литературные ударенияУ многих страдательных причастий прошедшего времени ударение стоит на основе, кроме формы единственного числа женского рода, в которой оно переносится на окончание, например: взят - взята - взято - взяты; принят - принята - принято - приняты; продан - продана - продано - проданы; прожит - прожита - прожито - прожиты и т.д.
В разговорной речи часто наблюдаются отступления от литературных ударений в кратких формах прилагательных и причастий. Однако если вы вдруг засомневаетесь, как правильно произнести - правы или правы, вспомните пушкинские слова:
Безумец я! Вы прАвы, правЫ!..