Осенний урок по учебнику Львовых для 5 класса Учитель МОУ СОШ №1 г. Дятьково Брянской области Орлова Наталья Степановна
Лесом осенним стою очарован,А он, словно золотом листьев, окован.Багрец и пурпур, позолота и медь… Не может красавец такой умереть!
Поблёкнут все краски, но только на время: Весною, как в сказке, проклюнется семя, И брызнет листва клейким вновь малахитом, И вспомнит душа о веселье забытом, И снова приду я к берёзкам и клёнам,Чтоб душу лечить птичьей песней весёлой.И даже горластый, покажется, грачСолирует, словно как знающий врач. Орлова Н.С.
Цели и задачи Используя технологию работы в группах, провести исследование «осенних» текстов из учебника Львовых.Прививать детям (в игровой форме) чувство восхищения родной природой, учить видеть прекрасное во всём, что их окружает.В ходе исследования закрепить такие темы, как «транскрипция отдельных слов и предложений», «орфография» (разные виды орфограмм) и «пунктуация связного текста», «аллитерация».Учащиеся, исследуя поэтические тексты, находят разные части речи, причём объясняют их «осеннее содержание».Самостоятельно работают над упражнением 225. Создают творческую работу – описание картины брянского художника С.И.Ефремова.
"Ш и ф р о в к а" Какие слова «зашифрованы» в транскрипции? (Слова даются каждой команде, на экране – правильный вариант).Дайте один ответ от команды.
Ответы: дождь листьяветерлистопад
Прочитайте предложение,записанное в транскрипции,дайте ответ от команды.
С вечера всё спится,На дворе темно,Лист сухой валится,Ночью ветер злитсяДа стучит в окно.
Исследовательская работа (225). Каждая команда работает со своим отрывком текста, а затем один ученик объясняет орфограммы и пунктограммы. 1. Осен(?), глубокая осен(?). Серое небо, ни…кие, т…жёлые, влажные обл…ка; голы и прозрач(?)ны ст…новят(?)ся сады, рощи и л…са. Всё видно насквоз(?) в самой глухой др…весной чащ…, куда летом (не)прон…кал гла… ч…ловеческий.
2. Старые дерев(?)я д…вно обл…тели, и тол(?)ко от-дел(?)ные м…лодые берё…-ки сохр…няют ещё свои увя…шие ж…лтоватые лист(?)я, блистающие зол…том, когда тронут их к…сые лучи невысокого осен(?)его со…ца.
3. Ярко выступают сквоз(?) кр…сноватую сет(?) б…рёзо-вых ветвей веч(?)ноз…лёные, как будто пом…лодевшие ели и сосны, осв…жённые холод-ным воздухом, мелкими, как пар, д…ждями и влажными ноч(?)ными туманами. С.Аксаков
ЗагадкаВыигрывает та команда, которая первой отгадает.Весной веселит,Летом холодит,Зимой согревает,Осенью питает.
Самостоятельная работа (упр. 225)Каждый делает упражнение, все сдают на проверку (проверяют консультанты-старшеклассники). Все отметки суммируются и делятся на количество игроков в команде: получается средний балл команды за это задание.
Физминутка !
Творческая работа.Опишите картину брянского художникаС.И.Ефремова Работа в группах: один человек пишет то, что предлага-ют члены коман-ды (стихотвор-ные строчки, сло-восочетания, предложения…). Высшая отметка- 10 баллов (5 – за описание, 5 – за грамотность).
Какой приём использовал поэт В.Брюсов?Сухие листья, сухие листьяПод тусклым ветром кружат, шуршат.Сухие листья, сухие листья Под тусклым ветром сухие листья,Кружась, что шепчут, что говорят?Дайте один ответ от команды.
аллитерация
Исследовательская работа по группам. Упражнение 270 В стих-ях А.Н.Майкова (1821 – 1897) «Осень» («Кроет уж лист золотой…») и «Пейзаж» найдите существительные, прилагательные и глаголы, которые помогают выразительно описать осень: её звуки, краски, запахи. Распределите эти слова на три группы: сущ-ые прилаг-ые глаголыОдин ответ от команды!
Молодцы!БЛАГОДАРЮ ЗА УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ!