Основные способы образования слов в русском языке ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Приставочный Наиболее продуктивен среди глаголов: ехать → отъехать → заехать → уехать → приехать Слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и слова, от которых они образованы. агент → суперагент Сущ. Сущ. интересный → преинтересный Прил. Прил.
Суффиксальный Суффиксация используется в словообразовании всех основных частей речи: брат → братство слива → сливовый Обратите особое внимание на наречия на –о– красиво ← красивый интересно ← интересный радостно ← радостный
Приставочно-суффиксальный река → заречный тёмный → затемно окно → подоконник Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами –ник, -й(е), -ок езда → наездник берег → побережье дар → подарок глаголы с постфиксом –ся делать → разделаться наречия с приставкой по- и суффиксами –и, -ому, -ему дружеский → по-дружески зимний → по-зимнему новый →по-новому
Бессуффиксный Этим способом образуются существительные со значением цвета от прилагательных синий → синь зеленый → зелень существительные со значением действия от глаголов записать → запись полететь → полёт
B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую? 1) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист. 2) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я уви- дел умилительную картину. 3) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши. 4) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.
Какое слово образовано приставочным способом? 1) сдержанный 2) подоконник 3) засушливый 4) безопасный
Какое слово образовано суффиксальным способом? 1) рыбачий 2) перечитать 3) созвездие 4) обезболить
Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? 1) восход 2) заповедник 3) выполнение 4) насухо
Какое слово образовано бессуффиксным способом? 1) упрек 2) ручей 3) окружность 4) жадина
Из предложения 12 выпишите слово, образованноеприставочно-суффиксальным способом. (12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, передаёт ему бережно собранную нашимипредками мудрость.
Из предложения 22-23 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. (22)Многолетние наблюдения показали ему, что чело-век, который никогда никому не сочувствовал, ничьих страданий не сопереживал, очутившись перед собствен-ной бедой, оказывается не готовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание.
Из предложения 5-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации). (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6) В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река. (7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. (8)Снова – метро, его подземелья.
Из предложения 6-7 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации). (6) Но страницы с русским переводом не было. (7) Перед нами извинились и принесли блеклую, криво сброшюрован-ную стопку листов с инструкцией на русском языке.
Из предложения 7-9 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевой суффиксации). (7)Если тебе не пришлось стать тем, кем хотелось, возможны два достойных выхода. (8)Либо преодолеть все внешние и внутренние препятствия и попытаться всё-таки пойти по дороге, избранной в юности. (9)Успеха обещать никто не может, а трудности тут огромные!
Из предложения 27-28 выпишите слово, образованное приставочным способом. (27)В отличие от других видов искусства, литература требует не чувственного, а интеллектуального постиже-ния. (28)Читатель создаёт образы героев, проникает в подтекст произведения работой мысли.
Из предложения 9-11 выпишите слово, образованное приставочным способом. (9)Надо сказать, что за мою юношескую жизнь тво-рения Александра Грина несколько разделались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил верность роман-тике и знал «Алые паруса» наизусть. (11)- Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я.
Определите способ образования слова РАЗМЫШЛЕНИЯ (предложение 18). (18)Право на свободные размышления о том, что было, есть и будет, имеет любой человек.
Определите способ образования слова БЕСПРЕПЯТСТВЕННО (предложение 3). (3)Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нём, пока нормально и беспрепятственно дышим.
Определите способ образования слова КЛЮКВЕННЫЙ (предложение 4). (4) Клюквенный морс очень полезен.
Определите способ образования слова ОТКЛАДЫВАНИЯ (предложение 22). (22) Но я неверно сказала, что промежуток отклады-вания своих дел в надежде «наверстать» оказывается для них только пустым и потерянным временем.
Определите способ образования слова БЕЗОБЛАЧНЫЙ (предложение 7). (7) В такую безоблачную погоду приятно отправиться на прогулку в лесную чащу.
Определите способ образования слова БЕЗЖАЛОСТНО (предложение 7). (7) А еще больше огорчало, когда мы вообще не видели здания, недавно высящегося на берегу, но безжалостно сне-сенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорнос-ти и запустения стал безобразен.
Составьте три-четыре варианта задания В1. 2) Постройте словообразовательную цепочку следующих слов: разгруппировываться, неизведанный, переливча-тый, измельчать, неизменяемый, полив (цветов), подкрашивать, отщёлкивать, нешуточный, черпак.