Основные способы образования новых слов(урок закрепления полученных знаний) Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ № 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Цель урока Закрепить полученные знания по теме «Способы образования новых слов»Познакомить с понятием «словообразовательная цепочка»Научить выстраивать словообразовательные цепочки
Поэтическая пятиминутка Присыпав хвоей след лосиныйИ поднимая в лужах рябь,Провел огнивом по осинамВеселый факельщик – октябрь.И вот уже, огнем объята,Горит осина, как свеча.И из осинника лосятаБегут, забавно топоча.Огонь с осины на березуПереметнулся, и она,Чуть обожженная морозом,Полужелта, полукрасна. (Г.Граубин)
Работа с текстом Выписать из текста выделенные слова. Определить, от чего и при помощи чего они образованы.Составить и записать с каждым словом «цепочку» слов.
Составим цепочку слов Присыпав присыпать сыпать сыпьЛосиный лось лосятаФакельщик факел факельныйПереметнулся метнулся метнул метнуть метать Полужелта полужелтая желтая
Составим слово осин – к – а осин – ник осиннич – екОсина осин – ов – ый под – осинов – икОпределите способ образования данных слов
Синтаксическая пятиминутка Синицы ссорились, трещали, и этот треск сливался в веселую мелодию.Произвести синтаксический разбор предложения.Разобрать морфологически слова сливался, ссорились, синицы
Минутка поэзии Овин расстелет желтый дым, И долго под овиномМы взором пристальным следим За лётом журавлиным…Летят, летят косым углом,Вожак звенит и плачет…О чем звенит, о чем, о чем?Что плач осенний значит? (А.Блок)
Алгоритм рассуждения для определения способа образования слова Расстелет
Вопросы для повторения От каких языковых единиц образуются новые слова?С помощью чего они образуются?Как называется способ образования, при котором к исходному слову присоединяется приставка?Меняется ли при этом часть речи?Как называется способ образования слов, при котором к исходному слову присоединяется суффикс? Меняется ли при этом часть речи?Как называется способ, при котором одна часть речи начинает проявлять признаки другой части речи?Назовите способ образования в слове УПК.
Домашнее задание 1 вариантРазобрать по членам предложение.Тихая звезда плывет к рассвету, минометы бьют из-за леска. (П.Шубин)Определить способ словообразования в словах рассвету, леска, минометы.2 вариантРазобрать по членам предложения.Отговорила роща золотая березовым веселым языком. (С.Есенин)Определить способ образования в словах отговорила, золотая, березовым.
Благодарю засотрудничество!