I Орфографическая пятиминутка . Спишите, раскрывая скобки. (Не)увидел (ни)чего; (не)хотел (ни)(во)(что) верить; (ни)кто (не)мечтал; (ни)когда (ни)(к)(кому) (не) обращался; это (не) что иное, как лес; (ни)что иное ей (не) нужно; (ни)где (не) смог побывать; (ни)кого (не)боюсь; (не) с кем поговорить; (не)где встретиться; (не)кем заменить; (ни)кем (не) заменить; (не)зачем спорить. Определите виды орфограмм, встретившиеся в этом задании.
Синтаксическая пятиминутка В наших лесах водятся разные звери: лоси, медведи, волки, лисы. В чём особенность этого предложения? Сформулируйте тему нашего урока.
Определите, с каким из трёх значений слова “обобщить” связан термин “обобщающие слова при однородных членах”. Выделите это значение, а в нём самом – главное, ключевое слово: ОБОБЩИТЬ (несов. обобщать) – Соединить вместе, объединить вместе, объединить в нечто общее. Придать общее значение чему-либо частному, единичному. Вскрыть общее в отдельных явлениях, вещах; сделать выводы из наблюдений отдельных фактов, выразив их в форме общего положения.
Прочитай те текст. Спишите. Сколько в нём однородных членов? Подчеркните их как члены предложения. Если мне подарят лодку, Ялик, Гичку, Самоходку Или хоть байдарку, Как я буду рад подарку! Я согласен и на джонку, Катер, Яхту, Плоскодонку, На каяк, Каноэ, Батик, В крайнем случае, на плотик… Б.Заходер
Задание: назовите одним словом. животные
Задание: назовите одним словом. птицы
Назовите предметы словосочетанием Школьные принадлежности
Времена года
ЗАПОМНИТЕ! Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу. Они являются теми же членами предложения, что и однородные члены. В роли обобщающих слов часто выступают местоимения и местоименные наречия: все, всё, никто, ничто, везде, всюду, нигде, никогда. Нигде : ни в школе, ни дома, ни на бульваре - я друга не нашёл.
Анализ предложений и схем. Весной оживает всё: леса, поля, луга. [ : , , ]. Леса, поля, луга – всё оживает весной. [ , , - ]. Весной всё: леса, поля, луга – оживает. Задание № 1 ( Объясните постановку знаков препинания в данных предложениях)
Вставьте в предложения однородные члены, расставляя знаки препинания. 1 Туман накрыл всё... ( поле, луг, озеро) Задание № 2 2 Можно было различить малейший звук... ( лай собак, голоса на мельнице, шум листвы ) 3 ( Розы, хризантемы, георгины) …много цветов росло в нашем палисаднике.
Вставьте в предложения обобщающие слова, расставляя знаки препинания. Задание № 3 1 И двор и дом и цветущий сад ...( всё ) было залито лучами золотого солнца. 2 ( Ничто )… ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки... не могло помешать нашему путешествию.
Раскройте содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены. Расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений. 1 Осенью деревья … одеваются в разноцветный наряд. 2 Каждая мелочь… напоминала о далёком детстве. Задание № 4 Какое слово в этом предложении является обобщающим? Какое слово в этом предложении является обобщающим?
Запишите предложения, проанализируйте их, составив схемы. Широкие поля бескрайние леса несущие людям радость и здоровье наше национальное богатство. Наше национальное богатство леса земля залежи полезных ископаемых охраняется законом. Задание № 5. Широкие поля, бескрайние леса, несущие людям радость и здоровье,- наше национальное богатство. Наше национальное богатство: леса, земля, залежи полезных ископаемых- охраняется законом. Проверьте себя А у вас так написано?
IV Подведём итоги урока: Что изучали сегодня на уроке? Что называется обобщающим словом?
V Домашнее задание: Упр. № 266 (учебник) Или Упр.135,136 (тетрадь)