МЕСТОИМЕНИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ УРОК В 6 КЛАССЕ
Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его но спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.
ВЫВОД: местоимение - часть речи, которая указывает на предметы.
ОНА МОЙ НЕСКОЛЬКО НИКТО ЛЮБОЙ СТОЛЬКО МЫ НАШИ СКОЛЬКО
Вывод: местоимения способны заменять самостоятельные части речи.
КАКИЕ ЧАСТИ РЕЧИ ЗАМЕНЯЮТ МЕСТОИМЕНИЯ В 1 СТОЛБИКЕ? КАКИЕ ЧАСТИ РЕЧИ ЗАМЕНЯЮТ МЕСТОИМЕНИЯ ВО 2 СТОЛБИКЕ? КАКИЕ ЧАСТИ РЕЧИ ЗАМЕНЯЮТ МЕСТОИМЕНИЯ В 3 СТОЛБИКЕ? ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
ЗАПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ПОДЧЕРКНИТЕ МЕСТОИМЕНИЯ КАК ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Стояли тёплые, тихие дни: такие дни случаются в начале осени. Через несколько часов стемнеет.
ВЫВОД: местоимения в предложении играют роль тех частей речи, которые они замещают. К местоимениям задаётся тот же вопрос, который бы задали к той же части речи, которую заменяет местоимение.
ПРОСКЛОНЯЕМ МЕСТОИМЕНИЕ Я И.п. Я Р.п. МЕНЯ Д.п. МНЕ В.п. МЕНЯ Т.п. МНОЙ П. п. ОБО МНЕ СДЕЛАЙТЕ ВЫВОД ОБ ИЗМЕНЕНИИ МЕСТОИМЕНИЙ ПО ПАДЕЖАМ
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ ПРОЧТИТЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ НА СТР. 64
ОК №41 РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ Личные я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Возвратное себя Притяжательные мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их Определительные все, всё, сам, весь, всякий, каждый, другой Вопросительные кто, что, какой, который, чей, сколько, как, где,когда Относительные кто, что, какой, который, чей, сколько, как, где, когда Указательные это, то, этот, тот, столько, так, там, тогда Неопределённые некто, нечто, что-нибудь, какой-нибудь, что-то, кое-что Отрицательные никто, ничто, никакой, нисколько, никак, нигде, никогда
Выпишите из текста местоимения. Укажите их разряд. Таблица вам в этом поможет. - Привет тебе, Тор! – сказал Король. – Я рад видеть тебя и твоих спутников. Но по нашему закону здесь имеют право быть только те, кто занял в каком-нибудь деле первое место. Чем вы можете похвалиться?- В нашей стране, - сказал бог огня Локи, - нет никого, кто ел бы быстрее меня… - Ну, а ты, Тор, что умеешь делать? - Среди богов никто не может пить столько, сколько я, - ответил Тор.
Проверьте себя Тебе –личное Я-личное Тебя-личное Твоих –притяжательное Нашему –притяжательное Те –указательное Кто –относительное Каком-нибудь –неопределённое Вы –личное Нашей –притяжательное Меня –личное Ты –личное Что –вопросительное
Прочтите текст В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком.
Замените повторяющееся слово местоимением. Запишите исправленный текст. В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
Вывод : В нашей жизни (в нашей речи) нужны местоимения. Они помогают избежать повтора, разнообразят нашу речь.
Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ Что не так в этом стихотворении?
Вывод: Местоимения, конечно, помогают избежать повторов. Но перенасыщать свою речь местоимениями тоже не стоит.
Закончите фразу: Местоимение—самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
Закончите фразу: Местоимение, как правило, изменяется по падежам.
Закончите фразу: Некоторые местоимения ещё изменяются по родам и числам.
Закончите фразу: В предложении местоимения обычно бывают Подлежащими, дополнениями и определениями.
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ Упражнения 433, 434
Домашнее задание Упражнение 435