Лингвистическая разминка Как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи? Морфология 2. Какие части речи мы уже изучили? Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное
Я только что ходил на телефонную станцию звонить в Москву, и от самых ворот нашего парка за мной увязался лист клёна. Он бежал у самой моей ноги. Когда я останавливался, он тоже останавливался. Когда я шёл быстрее, он тоже бежал быстрее. Он не отставал от меня ни на шаг, но на телефонную станцию не пошёл... Я погладил его по спинке, и он остался ждать меня у дверей. Но когда я вышел, его уже не было. Очевидно, его кто-то прогнал или раздавил. И мне, понимаешь, стало нехорошо, будто я предал и не уберёг смешного маленького друга.
Двадцать пятое февраля. Классная работа. Местоимение как часть речи.
Цель: познакомиться с понятием местоимения, актуализировать и восстановить ранее изученное о местоимении.
Задачи урока: 1) Выяснить, в чём загадка местоимения как части речи. 2) Какова роль местоимения в русском языке.
Первичное закрепление новых знаний. Выполнение упр. 433 (устно). Вставить подходящие по смыслу местоимения, определить вместо каких слов они употребляются. - Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?
Работа по группам.
Первая группа – работа с местоимениями На карточке в 3 столбика записаны местоимения: она мой несколько никто любой столько мы наши сколько - На какие вопросы отвечают слова в этих столбиках? - Слова каких частей речи отвечают на эти вопросы? - Сделайте вывод, какие части речи способны заменять местоимения.
Вторая группа – работа со словарями 1. Найдите в словарях происхождение слова «местоимение» и значение слова «местоимение».
Вторая группа –работа с текстом. Стояли тёплые, тихие дни: такие дни случаются в начале осени. Через несколько часов стемнеет. Найдите местоимения в предложениях и определите их синтаксическую роль. Сделайте вывод: роль каких частей речи играют местоимения в предложениях? На какие вопросы они отвечают? Какими членами предложения бывают.
Третья группа – редактирование текста. В доме у нас жил ёжик, ёжик был ручной. Когда ёжика гладили, ёжик прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика прозвали Пушком. - Что в этом тексте не так? - Замените часто повторяющееся слово местоимением. -Сделайте вывод: нужны ли в нашей жизни (речи) местоимения? Если нужны, то для чего?
Третья группа – редактирование текста. В доме у нас жил ёжик, он был ручной. Когда его гладили, он прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы его прозвали Пушком.
Четвертая группа – работа со стихотворением. Сказали МНЕ, что с НЕЮ ВЫ При НИХ на берегу ЕГО ловили. Но, увы: Я плавать - не могу! МЫ ВАМ ЕЁ, ОНА НАМ ИХ, ВЫ ИМ, обратно, НАС. Он с НЕЮ, к НАМ опять для НИХ, А МЫ с НИМ - к НЕЙ от ВАС… Хоть МНЕ известно, что ОНО ИХ любит больше ТЕХ, - Всё ЭТО тайной быть должно Для НАС и ВАС от ВСЕХ -Что не так в этом стихотворении?
Четвертая группа – работа с упр. 436 учебника. Найдите недочеты в употреблении местоимений. Запишите предложения в исправленном виде. 1. Я заходил к учительнице, но их (не)было дома. 2. После сна первый отряд пош___л в лес. Они долго (не)возвращались. 3. Враг был силён, но они скоро сд___лись. 4. Собач___нке было три недели, и него начали прорезат(?)ся глаза.
Выполнение упражнения № 436 1. Я заходил к учительнице, но её не было дома. 2. После сна первый отряд пошёл в лес. Он долго не возвращался. 3. Враг был силён, но он скоро сдался. 4. Собачонке было три недели, и неё начали прорезываться глаза.
Закрепление новых знаний Работа с учебником. Чтение справочного материала п. 76 (с. 62) - Найдите информацию, о которой мы с вами еще не говорили.
Домашнее задание. §76 учить, на выбор: 1) упр. 435 (по заданию); 2) записать 3 загадки с местоимениями, определить их род, число, падеж; 3) придумать и нарисовать ребус, связанный с местоимениями.
Подведение итогов урока. На карточках напротив каждого утверждения поставьте знаки +/- 1)Комфортно ли вам было на уроке? 2)Поняли ли вы тему урока? 3)Теперь я имею прочные знания по данной теме и смогу объяснить другим.
Спасибо за урок!