Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них. Таллин, 2006
Цели урока: Отработка умения находить обобщающие слова при однородных членах; Формирование умений правильно ставить знаки препинания при обобщающих словах и составлять схемы предложений; Научиться различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с именными составными сказуемыми.
Ход урока: I. Орфографическая пятиминутка II. Объяснение нового материала III. Закрепление IV. Итоги урока V. Домашнее задание
I Орфографическая пятиминутка Спишите, раскрывая скобки. (Не)увидел (ни)чего; (не)хотел (ни)(во)(что) верить; (ни)кто (не)мечтал; (ни)когда (ни)(к)(кому) (не) обращался; это (не) что иное, как лес; (ни)что иное ей не нужно; (ни)где (не) смог побывать. Определите виды орфограмм, встретившиеся в этом задании.
Назовите одним словом. ЖИВОТНЫЕ II Объяснение нового материала
Назовите одним словом. птицы
Назовите предметы словосочетанием. Школьные принадлежности
ЗАПОМНИ! Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу. Они являются теми же членами предложения, что и однородные члены. В роли обобщающих слов часто выступают местоимения и местоименные наречия: все, никто, ничто, везде, всюду, нигде, никогда. Обобщающие слова могут быть выражены словосочетаниями и фразеологизмами.
Весной оживает всё: леса, поля, луга. [ : , , ]. Леса, поля, луга –всё оживает весной.[ , , - ]. Анализ предложений и схем. Всё: леса, поля , луга- оживает весной.[ : , , -...]. Как в схемах обозначены обобщающие слова?
Задание 1. Вставьте в предложения однородные члены, расставляя знаки препинания. 1 Туман накрыл всё... ( поле, луг, озеро) 2 Можно было различить малейший звук... ( лай собак, голоса на мельнице, шум листвы )
Задание 2. Вставьте в предложения обобщающие слова, расставляя знаки препинания. 1 И двор, и дом, и цветущий сад...( всё ) было залито лучами золотого солнца. 2 Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки... ( ничто ) не могло помешать нашему путешествию.
Задание 3. Раскройте содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены. Расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений. 1 Осенью деревья … одеваются в разноцветный наряд. 2 Каждая мелочь… напоминала о далёком детстве.
Задание 4. Прочитайте материал учебника § 16. Что нового узнали из учебной статьи?
Задание 5 . Составьте и запишите 3 предложения с однородными членами, используя в качестве обобщающих слов местоимения и местоименные наречия, записанные в начале урока во время орфографической пятиминутки.
Задание 6. Запишите предложения, проанализируйте их, составив схемы. Широкие поля, бескрайние леса, несущие людям радость и здоровье,- наше национальное богатство. Наше национальное богатство: леса, земля, залежи полезных ископаемых- охраняется законом.
III Закрепление Выполнение упражнения №100 ( I )
IV Итоги урока Что изучали сегодня на уроке? Чему вы научились? Что понравилось на уроке?
V Домашнее задание Cпасибо всем за работу. § 16, упражнение 100(II)