Методическая карта урока русского языка Подготовка к ЕГЭ.Обобщающее повторение орфоэпии и лексики
Цель урока: Образовательные:Систематизировать объёмный теоретический материал по данным темам;повторить орфоэпические нормы;пополнить лексический запас.Развивающие:Развитие умения правильного произношения слов;развитие умений применять знания на практике.Воспитательные:Воспитание трудолюбия, бережного и вниматель-ного отношения к родному слову.
Задачи учебного занятия: Повторить и углубить знания учащихся по теме, организуя работу в парах, фронтальную беседу; с помощью выполнения практических заданий корректировать пробелы в ЗУН учащихся; повысить предметные и общеучебные компетенции учащихся; используя Интернет-ресурсы, средства коммуникации (мобильный телефон), повысить мотивацию к изучению данной темы и к предмету в целом; с помощью тестовых заданий выявить типичные ошибки, связанные с нарушением орфоэпических и лексических норм с целью планирования дальнейшей работы по теме; подготовка учащихся к ЕГЭ.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, учебник (Власенков А.И.. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2011 г.
Этапы урока: I. Оргмомент.II. Проблемная ситуация, призванная убедить учащихся в тесной связи лексики и орфоэпии.III. Переход к теме урока. Постановка цели. IV. Работа с теоретическим материалом (основные понятия орфоэпии: словесное ударение, особенности русского словесного ударения, нормы орфоэпии).
Этапы урока: I. Мотивация (знакомство с заданиями ЕГЭ, для выполнения которых необходимы знания орфоэпических норм).II. Повторение орфоэпических норм (на основе самостоятельной работы с текстом с последующей проверкой, позволяющей выявить пробелы в знаниях норм ударения).III. Повторение сведений из раздела «Лексика».IV. Мотивация (знакомство с заданиями ЕГЭ, для выполнения которых необходимы знания сведений из раздела «Лексика»).
Выполнение заданий ЕГЭ, проверяющих знания разделов «Орфоэпия» и «Лексика». Самостоятельная работа по тексту, выявляющая уровень владения основными орфоэпическими и лексическими нормами. Рефлексия. Объявление оценок. Итоги урока. Домашнее задание (основное задание по вариантам и дополнительное—по уровням).
Особенности данного урока: Выявляется тесная связь двух разделов языкознания – орфоэпии и лексики, что продиктовано именно особенностями заданий ЕГЭ (традиционно орфоэпию связывали с фонетикой).Учащиеся знакомятся с темой урока посредством проблемной ситуации, позволяющей убедиться в связи орфоэпии и лексики.Наличие таких этапов, как мотивация через выполнение домашнего задания «ИДОЛ», позволяет поддерживать устойчивый интерес учащихся к теме на протяжении всего урока.Элементы исследовательской деятельности в домашней работе способствуют как поддержанию мотивации, так и развитию самостоятельности и формированию навыка работы с Интернет-источниками.
На уроке учащиеся получают возможность познакомиться с практическими «шагами» выполнения заданий ЕГЭ части А (1, 2, 11, 30).Используются различные формы деятельности, позволяющие развивать навыки работы в паре и самостоятельной работы.