Прозвища как особый вид антропонимической лексики и их функционирование в школьной среде Автор работы: Ворошилов Семён, учащийся 8 класса МОУ Комсомольской средней общеобразовательной школыРуководитель: Полякова Н.П.
Ономастика – раздел лингвистики, изучающий собственные имена. Антропонимика – одно из направлений ономастики, которое исследует собственные имена людей. Прозвища – дополнительные, неофициальные именования человека. В современной жизни часто вместо имени употребляются прозвища.
Гипотеза: прозвище может служить человеку в качестве имени
Цели исследования: показать причины возникновения и функционирования прозвищ в школьной среде; выяснить роль прозвища в социуме.
Практическая цель: подготовить материал для использования 1) на занятиях кружка русского языка; 2) при проведении Недели русского языка и литературы.
1) познакомиться с литературой по ономастике; 2) выяснить путем опроса среди одноклассников их индивидуальные прозвища; 3) определить причины, по которым даются прозвища;4) сгруппировать данные прозвища в соответствии с причинами возникновения;5) нарисовать диаграммы.
сбор информации методы статистической обработки ответовинтервьюметод независимых характеристик
Источник исследования: надпись на парте, крик в коридоре, на улице. Сфера употребления: школьный двор, улица, класс, телефонный разговор, беседа. Этапы исследования: сбор материала, обработка, получение результатов. Предмет исследования: прозвища учащихся. Объект исследования: школьная языковая среда.
Новизна исследования 1. В работе делается попытка рассмотреть современные прозвища как особый вид антропонимической лексики. 2. Прозвища анализируются комплексно, что помогает определить их роль в языковой картине как современного общества, так и отдельного индивидуума.
История возникновения прозвищ В Древней Руси имена отмечали наиболее характерные признаки или внешние особенности человека.Наряду с именами существовали прозвища.Прозвища всегда отражали определенные свойства, качества человека или род его занятий. Прозвища послужили началом многих фамилий.
Функционирование прозвищ в разговорной речи Разговорная речь●Литературный стиль ●Жаргон (арго, сленг) ●Просторечный стиль ПРОЗВИЩА
Что такое прозвище? Это психологическая защита,корректировка имени,способ самовыражения.
Какие проблемные вопросы решались в работе? В каком возрасте учащимся даются прозвища? В течение скольких лет прозвища сопровождают ученика? По каким критериям дается прозвище? Кто дает прозвища?
Основные виды прозвищ 1. По фамилии.2. По имени. 3. Прозвища, сложенные в рифму с личным именем.4. По внешнему виду. 5. По месту рождения и жизни. 6. По виду деятельности. 7. По особенностям характера, поведения, привычек человека. 8. Прозвище, доставшееся от отца.
Отношение к человеку Негативное (обидные, оскорбительные прозвища)Позитивное (добрые, ласковые прозвища)Нейтральное (прозвища общеупотребительные)
Причины возникновения прозвища
Прозвища среди мальчиков и девочек
Степень распространения прозвищ в классе
Количество прозвищ в классе
ВЫВОДЫ На основании проведённого исследования можно сделать следующие выводы.1. Прозвища помогают в общении. 2. Без прозвищ просто было бы скучно, исчезла бы возможность пофантазировать и по-доброму посмеяться. 3. Материал по прозвищам не только интересный, но и по-своему ценный: он объясняет нам что-то о нас самих.4. Многим учащимся нравятся прозвища, они считают, что без них нельзя. 5. Каждое прозвище как второе имя несет в себе информацию, оно преображает человека, делает его интересным, даже тайным для определенного маленького общества. 6. В речевой среде наблюдается сосуществование современных официальных и неофициальных имён (паспортных антропонимов и прозвищ).
Поэтому можно утверждать, что прозвище – это неофициальное имя собственное, которое мы можем отнести к понятию антропоним. Т.е. гипотеза подтвердилась.